Гражданское право
в вопросах и ответах.
Главная           Связь .
Дебетовая карта бесплатно, банк не под санкциями
Как оформить на работу гражданина Республики Беларусь и каков порядок заполнения его трудовой книжки?

Работник оформляется так же, как и российский гражданин. Документы, выданные в Республике Беларусь, признаются без легализации, в том числе трудовая книжка.
Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства - члена ЕАЭС вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС)).
Трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства (п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Заключение трудового договора
Документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации (абз. 2 п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий").
Договаривающиеся стороны обеспечивают гражданам России и Белоруссии равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Белоруссии. Договаривающиеся стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан (ст. 7 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998 "О равных правах граждан").
Трудовое законодательство, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, обязательны для применения на всей территории РФ для всех работодателей (юридических и физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации (ст. 11 ТК РФ).
Граждане Республики Беларусь, ведущие трудовую деятельность на территории РФ, имеют равные права с гражданами РФ в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений, то есть на граждан Республики Беларусь в полной мере распространяется действие норм трудового законодательства РФ и прием на работу осуществляется на условиях ст. ст. 56 - 71 ТК РФ.
Отметим, что о заключении трудового договора с гражданином Республики Беларусь уведомлять территориальный орган МВД России не нужно (Постановление Верховного Суда РФ от 07.06.2018 N 83-АД18-6).

Документы для приема на работу
При приеме на работу граждане Белоруссии должны представить те же документы, что и граждане РФ, а именно (ст. 65 ТК РФ):
• паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Виды документов, удостоверяющих личность, указаны в Классификаторе видов документов, удостоверяющих личность, утвержденном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.04.2019 N 53;
• трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р или СТД-ПФР, за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые и с учетом ст. 283 ТК РФ;
• документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа. В случае если на лицо, поступающее на работу впервые, не был открыт индивидуальный лицевой счет, работодателем представляются в соответствующий территориальный орган ПФР сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отметим, что страховое свидетельство ОПС, выданное до 01.04.2019, является документом, идентичным документу, подтверждающему регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета (ст. 7 Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ);
• документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Социальное обеспечение
Наряду с условиями, предусмотренными ч. 2 ст. 57 ТК РФ, обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме (ст. 327.2 ТК РФ).
В отношении работников из Республики Беларусь действуют нормы Договора о ЕАЭС. Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). Обязательное медицинское страхование относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС). Соответственно, можно сделать вывод о том, что временно пребывающие граждане Белоруссии относятся к числу застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию и плательщики страховых взносов должны уплачивать с выплат в пользу данных лиц страховые взносы, в том числе на обязательное медицинское страхование (Письмо Минтруда России от 27.05.2016 N 17-3/ООГ-876).
Право трудящихся государств-членов и членов семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи регулируется Приложением N 30 к Договору о ЕАЭС, а также законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участником которых оно является (п. 4 ст. 98 Договора о ЕАЭС).
Кроме того, между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь было заключено Соглашение от 24.01.2006 "О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" (далее - Соглашение).
Часть 2 ст. 6 Соглашения предусматривает равные права временно пребывающих на территории РФ граждан Республики Беларусь, заключивших трудовой договор, наряду с гражданами Российской Федерации на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации.
В связи с этим, по нашему мнению, гражданин Белоруссии не должен представлять работодателю полис ДМС (Письмо Минтруда России от 17.12.2015 N 16-4/В-823). Также иностранный гражданин не должен предъявлять документы воинского учета (ст. 327.3 ТК РФ).
При этом иностранные граждане государств - членов Евразийского экономического союза, в том числе граждане Республики Беларусь, с первого дня работы на территории Российской Федерации независимо от своего статуса являются застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации наравне с гражданами Российской Федерации (Письмо ФНС России от 22.11.2017 N ГД-4-11/26208@).

Оформление трудовой книжки и представление сведений о трудовой деятельности
С 2021 г. на впервые поступивших на работу работников, а также тех, кто подал заявление о предоставлении им работодателем сведений о трудовой деятельности, бумажные трудовые книжки не оформляются и не ведутся. Если же работник выбрал бумажную трудовую книжку или не подал работодателю заявление о своем выборе, то трудовую книжку в бумажном виде необходимо вести наряду со сведениями о трудовой деятельности (ст. ст. 66, 66.1 ТК РФ, ч. 2, 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде").
Если на такого работника не был открыт индивидуальный лицевой счет, то работодатель представляет в соответствующий территориальный орган ПФР сведения, необходимые для регистрации работников в системе индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 65 ТК РФ).
Таким образом, при приеме на работу граждан Республики Беларусь оформлять их на работу нужно так же, как и российских граждан, с учетом вышеприведенных особенностей. Документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации, трудовая книжка, выданная на территории Республики Беларусь, может быть представлена при трудоустройстве таким работником на территории Российской Федерации.
Трудовые книжки нового образца действуют с 1 января 2004 г. Имеющиеся у работников трудовые книжки ранее установленного образца действительны и обмену на новые не подлежат. Если трудовая книжка была выдана в Белоруссии по старому образцу, то работодатель вправе продолжить ее заполнение, несмотря на то, что утвердившее ее постановление признано недействующим, например в отношении трудовой книжки образца 1974 г. (п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.02.2020 N 80, Постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 N 656, Письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1).
Что касается сведений о трудовой деятельности, то в данные сведения включается также информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции (ч. 2 ст. 66.1 ТК РФ).
В случае приема на работу работника, в том числе гражданина Республики Беларусь, работодатель должен представлять соответствующие сведения в орган ПФР по месту регистрации (п. 2.1 ст. 6, п. п. 1, 2.4, 2.5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"). Сведения представляются по форме СЗВ-ТД, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 N 730п.

Постановка на миграционный и налоговый учет
Граждане Республики Беларусь в течение 90 дней с даты въезда освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания (ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства (заключено в г. Санкт-Петербурге 24.01.2006)). После истечения данного периода такие граждане подлежат постановке на миграционный учет.
При этом обязанность работодателя осуществлять постановку гражданина Белоруссии на миграционный учет возникает лишь в том случае, если работодатель является принимающей стороной. Подробнее об этом говорится далее.
У работников из Белоруссии нет документов, подтверждающих дату въезда в РФ, так как при пересечении российско-белорусской границы штамп не ставится и миграционная карта не заполняется. В этом случае работодатель может ориентироваться на железнодорожные, авиа- или автобусные билеты (если работник их готов представить) (п. 2 Письма ФМС России от 21.01.2005 N МС-2/559).
Если у гражданина Белоруссии отсутствуют место жительства (место пребывания) на территории РФ, недвижимое имущество и (или) транспортное средство, а также если он не состоит на налоговом учете по иным основаниям, то он подлежит постановке на налоговый учет по месту нахождения работодателя (п. 7.4 ст. 83 НК РФ).
Постановка на налоговый учет гражданина Белоруссии осуществляется в течение 15 дней с момента представления работодателем сведений в налоговый орган согласно п. 2 ст. 230 НК РФ. В этот же срок работодателю выдается уведомление о постановке гражданина Белоруссии на налоговый учет.
Работодатель в течение пяти дней со дня получения уведомления из налогового органа обязан передать его гражданину Белоруссии и представить в налоговый орган подтверждающий это документ (п. 2.1 ст. 84 НК РФ).

Прием на работу граждан Белоруссии без регистрации на территории РФ
Как было отмечено выше, по истечении 90-дневного срока граждане Белоруссии подлежат постановке на миграционный учет (ч. 2, 3 ст. 7, ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ)).
Основанием для постановки лица на учет по месту пребывания является получение территориальным органом МВД России уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (ч. 1 ст. 22 Закона N 109-ФЗ, п. 21 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (далее - Правила)).
Уведомление о прибытии представляется в территориальный орган МВД России принимающей стороной или в установленных случаях непосредственно иностранным гражданином (ч. 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ).
Принимающей стороной могут быть, в частности (п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 21 Закона N 109-ФЗ):
• граждане РФ, постоянно проживающие в РФ иностранные граждане или лица без гражданства, юридические лица, филиалы или представительства, предоставившие гражданину для фактического проживания жилое или иное помещение;
• организация, в которой гражданин осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность, если он фактически проживает по адресу этой организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.
Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (ч. 2 ст. 21 Закона N 109-ФЗ, п. 6 Решения Конституционного Суда РФ от 09.11.2017).
Таким образом, если организация, в которую устраивается на работу иностранный гражданин, будет принимающей стороной, то постановка на миграционный учет путем направления соответствующего уведомления по общему правилу является обязанностью такой организации по истечении 90-дневного срока с даты его въезда. Если принимающей стороной является организация, уведомление о прибытии представляется (направляется) ответственным лицом организации, сведения о котором указываются в уведомлении. Уведомление в орган миграционного учета можно представить лично, в электронной форме, через МФЦ либо направить почтовым отправлением. К уведомлению прилагаются копии необходимых документов (пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ, п. п. 22, 28(1) - 28(4) Правил).
Если принимающей стороной организация не является, постановку на миграционный учет осуществляет другая принимающая сторона, указанная в п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ, либо сам иностранный гражданин в случаях, предусмотренных ч. 3, 3.1, 3.2 и 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ по истечении 90-дневного срока с даты его въезда.
При этом из ст. 65 ТК РФ не следует обязанность работника представить документы по постановке на миграционный учет, соответственно, работодатель не вправе отказать работнику в приеме на работу по этому основанию и в случае отсутствия миграционного учета у такого работника, по нашему мнению, организация вправе принять его на работу. Однако, учитывая вышеизложенное, если организация является принимающей стороной и не выполнит обязанности по постановке работника на миграционный учет, существует риск привлечения ее к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.
Если организация не является принимающей стороной, привлечению к ответственности за неисполнение обязанности по миграционному учету иностранного гражданина подлежит лицо, фактически являющееся принимающей стороной, либо сам иностранный гражданин. Иностранный гражданин в таком случае привлекается по ч. 1, 3 ст. 18.8 КоАП РФ.

Подготовлено на основе материала
В.Г. Панфиловой
ООО "М-СТАЙЛ"
Региональный информационный центр




Безымянная страница
Вопросы 2021:
Вопросы 2019:
Реклама:
Дебетовая карта бесплатно, банк не под санкциями
Счетчики:
Также рекомендуем:
Вопросы гражданского права:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация: