Гражданское право
в вопросах и ответах.
Статья 7. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала

Комментарий к статье 7

1. В ч. 1 комментируемой статьи определено, при каких условиях допускается распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала:
1) должно быть подано соответствующее заявление в территориальный орган ПФР непосредственно либо через МФЦ.
Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и перечня документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала (далее - Правила подачи заявления), утверждены Приказом Минтруда от 2 августа 2017 г. N 606н.
Согласно п. 3 данных Правил заявление может быть подано в любое время по истечении 3 лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 Правил подачи заявления.
Исключительные обстоятельства, в силу которых возможна подача заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала до достижения ребенком 3 лет, изложены в п. 4 Правил подачи заявления и совпадают с положениями ч. 6.1 ст. 7 комментируемого Закона (см. подробнее комментарий к ч. 6.1);
2) заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала должно подаваться лицами, указанными в ч. ч. 1, 3, 4 и 5 ст. 3 комментируемого Закона, либо их представителями:
- женщинами, родившими (усыновившими) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;
- женщинами, родившими (усыновившими) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
- мужчинами, являющимися единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.;
- отцом (усыновителем) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях:
смерти женщины;
объявления ее умершей;
лишения ее родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;
совершения ею в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности;
в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;
- детьми, к которым право на получение мер государственной поддержки перешло от указанных выше лиц, или их законными представителями. Более подробно порядок распоряжения средствами материнского капитала от лица детей регулируется ч. 2 комментируемой статьи;
3) лица, указанные ч. ч. 1 и 3 ст. 3 комментируемого Закона, до подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала должны получить сертификат на материнский (семейный) капитал (см. подробнее комментарий к ст. 5);
4) в заявлении о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала должны быть указаны направления расходования таких средств. Комментируемый Закон предусматривает пять направлений расходования средств:
- улучшение жилищных условий (см. комментарий к ст. 10);
- получение образования ребенком (детьми) (см. комментарий к ст. 11);
- формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 12);
- приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов (см. комментарий к ст. 11.1);
- получение ежемесячной выплаты в соответствии с ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет порядок распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, если владельцем сертификата является несовершеннолетний ребенок.
Если право на материнский (семейный) капитал у несовершеннолетнего возникло в соответствии с ч. ч. 4 и 5 ст. 3 комментируемого Закона, то распоряжением средствами материнского капитала осуществляется:
1) усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка с предварительного разрешения органа опеки и попечительства;
2) самим ребенком после того, как ему исполнится 18 лет или он раньше приобретет дееспособность в полном объеме.
Подача заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала осуществляется законными представителями несовершеннолетнего: усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка.
Как и в общем случае, подать заявление можно не ранее чем по истечении 3 лет со дня рождения ребенка, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6.1 комментируемой статьи. В случае, если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло в связи с усыновлением данного ребенка, заявление о распоряжении может быть подано не ранее чем по истечении 3 лет после указанной даты, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6.1 комментируемой статьи.
Также комментируемая норма определяет, что распоряжение средствами материнского капитала, право на который возникло у ребенка, оставшегося без попечения родителей и находящегося в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком не ранее достижения им совершеннолетия либо приобретения им дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к детям, оставшимся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей:
1) в связи с:
- лишением их родительских прав;
- ограничением их в родительских правах;
- признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными);
- объявлением их умершими;
- установлением судом факта утраты лицом попечения родителей;
- отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
- уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов;
- отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги;
2) в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны;
3) в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно ст. 121 СК выявление и учет, а также вопросы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства. Деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства в соответствии со ст. 123 СК, которой предусматривается, что такие дети подлежат передаче в семью на воспитание, а при отсутствии такой возможности - временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Формами семейного воспитания признаются усыновление (удочерение), опека или попечительство, приемная семья либо патронатная семья.
Статьей 155.1 СК определено, что под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.
3. В ч. 3 комментируемой статьи содержится закрытый перечень направлений, по которым может осуществляться расходование средств материнского (семейного) капитала:
- улучшение условий (см. комментарий к ст. 10);
- получение образования ребенком (детьми) (см. комментарий к ст. 11);
- формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 12);
- приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов (см. комментарий к ст. 11.1);
- получение ежемесячной выплаты в соответствии с ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Получатели средств материнского капитала могут потратить их в полном объеме на одну из перечисленных в комментируемой статье целей или либо распорядиться средствами по частям.
Расходование средств материнского (семейного) капитала на иные цели считается неправомерным.
Пример: Ш. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР Саткинского района Челябинской области о признании незаконным и отмене решения ГУ УПФР об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, об обязании направить средства материнского (семейного) капитала на погашение долга по кредитному договору, выданному ОАО Банк конверсии "Снежинский" N 1735/4 от 12 августа 2010 г.
В обоснование иска указала, что 4 декабря 2009 г. ГУ УПФР в Саткинском районе Челябинской области выдало ей государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. 12 августа 2010 г. ею и ее мужем были приобретены в долевую собственность жилой дом и приусадебный земельный участок. При этом в соответствии с п. 2.1 договора купли-продажи недвижимого имущества от 12 августа 2010 г. дом и земельный участок приобретались за счет собственных и кредитных средств, предоставленных Банком "Снежинский" ОАО по кредитному договору N 1735/4 от 12 августа 2010 г.
24 августа 2010 г. она и муж оформили нотариально удостоверенное обязательство в УПФР в Саткинском районе Челябинской области об оформлении приобретенной недвижимости в общую долевую собственность детей в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения.
25 августа 2010 г. Ш. обратилась в УПФР с заявлением N 223 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, после рассмотрения которого ей было отказано в удовлетворении заявления, в связи с тем что приобретение жилого дома, ранее бывшего в собственности, не привело к улучшению жилищных условий семьи.
При рассмотрении исковых требований судом было определено, что Ш., не нуждаясь в улучшении жилищных условий, проживая в собственном жилом доме, произвела его отчуждение, чем по собственному усмотрению искусственно ухудшила жилищные условия членов своей семьи, а приобретя проданный жилой дом, восстановила ранее существовавшее положение. При этом за счет средств материнского капитала истица рассчитывала восстановить право собственности на жилой дом, а не улучшить жилищные условия.
Решением Саткинского городского суда Челябинской области от 1 февраля 2011 г. в удовлетворении исковых требований Ш. было отказано. Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда, согласившись с выводами суда первой инстанции, определила решение Саткинского городского суда Челябинской области от 1 февраля 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Ш. - без удовлетворения (см. подробнее Определение Челябинского областного суда от 24 марта 2011 г. по делу N 33-3201/2011).
4. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает, что лица, получившие сертификат, могут распорядиться средствами материнского (семейного) капитала одновременно по нескольким направлениям, установленным комментируемым Законом.
Поскольку комментируемый Закон не содержит положений, регулирующих, в каких долях можно распределять средства материнского (семейного) капитала между целями, указанными в ч. 3 комментируемой статьи, решение о том, на какие цели и в каком объеме средств будут расходоваться средства материнского (семейного) капитала, принимаются лицами, получившими сертификаты, самостоятельно.
5. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи Приказом Минтруда от 2 августа 2017 г. N 606н утверждены Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала.
К документам, необходимым для реализации права распорядиться средствами материнского (семейного) капитала, отнесены:
1) разрешение органа опеки и попечительства о расходовании средств материнского капитала по выбранным направлениям - в случае подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала опекунами (попечителями) или приемными родителями несовершеннолетнего ребенка (детей).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" к полномочиям органов опеки и попечительства отнесена выдача в соответствии с указанным Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных.
Статьей 21 ФЗ "Об опеке и попечительстве" предусмотрено, что опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение:
- сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей;
- любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.
Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.
Следовательно, в случае необходимости расходования средств материнского (семейного) капитала, принадлежащих ребенку, не достигшему возраста совершеннолетия, потребуется разрешение органа опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего.
За получением такого разрешения могут обратиться опекуны (попечители) или приемные родители ребенка, при условии расходования средств (части средств) материнского капитала на нужды самого ребенка;
2) документы, подтверждающие приобретение несовершеннолетним ребенком (детьми) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия, - в случае подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала несовершеннолетним ребенком (детьми). К таким подтверждающим документам относятся:
- свидетельство о браке;
- решение органа опеки и попечительства;
- решение суда об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным осуществляется решением органа опеки и попечительства, для чего требуется согласие обоих родителей, усыновителей или попечителя. Если такое решение отсутствует, то данный вопрос будет решаться судом (гл. 32 ГПК).
Полная дееспособность может возникнуть также до достижения возраста совершеннолетия в случае вступления в брак до достижения 18 лет. Факт обретения полной дееспособности в этом случае подтверждается свидетельством о заключении брака.
Если несовершеннолетний был объявлен полностью дееспособным (эмансипированным) в порядке ст. 27 ГК, то подтверждение факта эмансипации осуществляется соответствующим решением органа опеки и попечительства либо решением суда;
3) документы, указанные в Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий утверждены Постановлением Правительства от 12 декабря 2007 г. N 862.
Они устанавливают, что к заявлению о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором должны быть указаны направления и размер направляемых средств, потребуется приложить следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность и место жительства (пребывания) владельца сертификата;
- документ, удостоверяющий личность и место жительства (пребывания) представителя, и нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если заявление подается через представителя;
- документ, удостоверяющий личность и место жительства (пребывания) супруга владельца сертификата, если он является стороной сделки либо обязательств по приобретению;
- свидетельство о браке, если стороной сделки либо обязательств по приобретению жилья является супруг владельца сертификата;
- копию договора купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке;
- выписку из ЕГРН, содержащую информацию о правах на жилое помещение владельца сертификата и (или) его супруга, приобретающего жилье с использованием средств материнского капитала (за исключением случая, когда договором с рассрочкой платежа предусмотрено, что право собственности переходит к покупателю после полной выплаты цены договора);
- обязательство об оформлении права общей долевой собственности всех членов семьи владельца сертификата, если такое право не возникло на основании договора;
- справку о размерах оставшейся неуплаченной суммы по договору от лица, отчуждающего жилое помещение по договору купли-продажи жилья с рассрочкой платежа, если приобретение осуществляется с рассрочкой платежа;
4) документы, указанные в Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных, связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов. Эти Правила утверждены Постановлением Правительства от 24 декабря 2007 г. N 926.
Помимо заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, владелец сертификата для использования средств материнского капитала на цели, связанные с образованием ребенка, представляет в орган ПФР следующие документы:
- заверенную копию договора об оказании платных образовательных услуг - для направления средств на оплату таких услуг (п. 5 Правил направления средств на образование);
- договор найма жилого помещения в общежитии (с указанием суммы и сроков внесения платы) и справку из организации, подтверждающую факт проживания ребенка (детей) в общежитии, - для направления средств на оплату пользования жилым помещением и коммунальных услуг в общежитии (п. 7 Правил направления средств на образование), или
- договор о содержании ребенка (детей) и (или) присмотре и уходе за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, - для направлении средств на оплату такого содержания ребенка или присмотра (ухода) за ним (п. 8.2 Правил направления средств на образование);
5) документы, указанные в Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг. Данные Правила утверждены Постановлением Правительства от 30 апреля 2016 г. N 380.
Согласно п. 5 указанных Правил заявление о распоряжении средствами подается с представлением следующих документов:
- основной документ, удостоверяющий личность лица, получившего сертификат;
- основной документ, удостоверяющий личность представителя, и нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая его полномочия - в случае подачи заявления через представителя;
- индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, действительная на день приобретения товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
- документы, подтверждающие расходы на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов (товарный или кассовый чек, договор купли-продажи с товарным или кассовым чеком либо с приходным ордером и товарной накладной, договор возмездного оказания услуг с товарным или кассовым чеком либо с приходным ордером и товарной накладной, иные документы, подтверждающие оплату товаров и услуг, с указанием стоимости приобретенных товаров);
- акт проверки наличия приобретенного для ребенка-инвалида товара, содержащий сведения о владельце сертификата, наименование приобретенного товара и информацию о наличии приобретенного товара, с указанием информации о соответствии (несоответствии) приобретенного товара индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, действительной на день приобретения товара, и перечню товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, составленный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере социального обслуживания, находящимся по месту обращения владельца сертификата или его представителя в территориальный орган ПФР;
- реквизиты счета владельца сертификата в кредитной организации (договор банковского вклада (счета), справка кредитной организации о реквизитах счета, другие документы, содержащие сведения о реквизитах счета).
6. Часть 6 комментируемой статьи дополнительно закрепляет положение о том, что заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.
Это общее правило, но из него есть исключения - они перечислены в ч. 6.1 комментируемой статьи - распорядиться средствами материнского капитала в любой момент можно, если они расходуются:
- на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты;
- приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
- оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования;
- оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов;
- получение ежемесячной выплаты в порядке и на условиях, предусмотренных ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Заявление о расходовании средств материнского капитала на какие-то другие цели, кроме перечисленных, поданное до того, как ребенку исполнится 3 года, ПФР удовлетворять не должен.
Пример: Б. обратилась в суд с иском, ссылаясь на то, что государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал удостоверено ее право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала в соответствии с комментируемым Законом в размере 429 408 рублей. В 2015 г. сумма материнского (семейного) капитала увеличилась и составляет 453 026 рублей.
С целью реконструкции жилого дома в ОАО "Россельхозбанк" был взят кредит. 28 октября 2015 г. Б. обратилась в УПФР Трубчевского муниципального района с заявлением о направлении средств материнского капитала для погашения кредита, предоставленного банком. Однако решением ответчика ей было отказано в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала по тому основанию, что распоряжаться средствами семейного капитала лицо, получившее государственный сертификат, вправе лишь по истечении трехлетнего срока с момента рождения или усыновления второго и последующего ребенка.
Не согласившись с данным отказом, истица просила суд признать незаконным решение УПФР и обязать ответчика направить средства материнского (семейного) капитала в размере 416 000 рублей на погашение кредита и процентов по кредиту на реконструкцию жилья.
Решением Трубчевского районного суда Брянской области от 17 февраля 2016 г. в удовлетворении иска отказано. Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда поддержала это решение (см. подробнее Апелляционное определение Брянского областного суда от 24 мая 2016 г. N 33-2042/2016 г. по делу N 2-49/2016).
В данном примере важно, что кредит был выдан на реконструкцию жилья, а не на его строительство. Поэтому ПФР и суды применили ч. 6 комментируемой статьи, а не ч. 6.1.
7. В соответствии с Федеральным законом от 18 марта 2019 г. N 37-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в. ч. 7 комментируемой статьи были внесены изменения, в соответствии с которыми с 29 марта 2019 г. в случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, территориальный орган ПФР в месячный срок после перечисления им в полном объеме средств материнского (семейного) капитала уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.
Данное уведомление осуществляется территориальным органом ПФР в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления. Таким подтверждением может быть направление заказного письма с уведомлением о вручении.

Вопросы 2019:
Cтраницы 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >> 23 >> 24 >> 25 >> 26 >> 27 >> 28
Реклама:
Счетчики:
Также рекомендуем:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация: