Гражданское право
в вопросах и ответах.
Статья 5. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и его выдача

Комментарий к статье 5

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет порядок получения сертификата на материнский капитал. Граждане могут подать соответствующее заявление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ несколькими способами:
- непосредственно на приеме в отделении ПФР;
- через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, или центр "Мои документы" (далее - МФЦ);
- заказным почтовым отправлением с заверенными копиями документов;
- через Единый портал "Госуслуги" или личный кабинет на сайте ПФР.
Подать заявление на получение материнского (семейного) капитала вправе следующие категории граждан:
- женщины, родившие двух и более детей после 2007 г.;
- мужчины в случае смерти жены или когда отец - единственный усыновитель;
- дети, с рождением которых связано возникновение права на дополнительные меры социальной поддержки, но только в определенных законом случаях.
Получение материнского капитала детьми предусмотрено в случае невозможности реализации данного права родителями в силу их смерти, совершения преступных посягательств в отношении ребенка и т.д. Такой подход предполагает обеспечение защиты прав ребенка, представляя ему возможность получить государственную поддержку независимо от объективных или субъективных причин, в силу которых данное право не может быть реализовано его родителями.
Подробнее о лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, см. комментарий к ст. 3.
Из смысла комментируемой статьи усматривается, что существует только две категории субъектов, правомочных подать заявление:
- непосредственно сам заявитель (лично);
- законный представитель заявителя (опосредованно).
При этом возможна подача заявления либо непосредственно в территориальный орган ПФР, в том числе через МФЦ и Госуслуги, либо через МФЦ. Деятельность МФЦ регламентируется Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утв. Постановлением Правительства от 22 декабря 2012 г. N 1376.
С 15 июня 2016 г., в связи с дополнениями, внесенными в ч. 1 комментируемой статьи Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", заявитель вправе запросить выдачу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа.
2. В целях развития межведомственного взаимодействия Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" комментируемая статья была дополнена ч. 1.1, в которой указано, что ПФР и его территориальные органы правомочны запрашивать необходимые сведения для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата.
Такие запросы могут быть направлены в:
а) органы, предоставляющие государственные услуги.
С учетом положений п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" к таким органам относятся:
- федеральные органы исполнительной власти;
- органы государственных внебюджетных фондов;
- исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;
- органы местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ;
б) органы, предоставляющие муниципальные услуги, к которым в первую очередь следует отнести органы местного самоуправления;
в) иные государственные органы, например Банк России;
г) органы местного самоуправления. Согласно ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в структуру органов местного самоуправления входят:
- представительный орган муниципального образования;
- глава муниципального образования;
- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
- контрольно-счетный орган муниципального образования;
- иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
д) подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации. В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" к подведомственным организациям относятся государственные и муниципальные учреждения либо унитарные предприятия, созданные:
- государственным органом Российской Федерации;
- органом государственной власти субъекта РФ;
- органом местного самоуправления.
Направление запросов в указанные органы возможно при следующих условиях:
- запрашиваемые документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении соответствующих органов или организаций;
- лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно.
Кроме того, ч. 1.1 комментируемой статьи помимо установления обязанности органов и организаций по рассмотрению запросов ПФР и его территориальных органов определяет срок рассмотрения запросов ПФР и направления в его адрес ответов - не позднее 5 календарных дней со дня поступления соответствующего запроса.
3. Часть 2 комментируемой статьи определяет, что форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действуют Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата), утв. Приказом Минздравсоцразвития от 18 октября 2011 г. N 1180н (далее - Правила N 1180н). В этом же документе утверждена и форма государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Для получения средств материнского (семейного) капитала получатель в соответствии с п. 5 указанных Правил должен подать заявление и предъявить документы (их копии, верность которых засвидетельствована в установленном порядке), удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания получателя, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки.
Форма заявления установлена в Приложении 1 к Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Для лиц, не имеющих подтвержденного регистрацией места жительства (пребывания) в пределах Российской Федерации, есть особенность в заполнении заявления - они указывают в заявлении место своего фактического проживания на территории РФ. Если они не проживают в России, заявление можно подать только непосредственно в ПФР. На сайте Пенсионного фонда России (http://www.pfrf.ru) размещена информация об особенностях оформления заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и необходимых документах для граждан, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, в которой подробно изложена инструкция по заполнению вышеуказанного заявления <2>.
--------------------------------
<2> URL: http://www.pfrf.ru/branches/moscow/news~2018/09/05/165721 (дата обращения: 01.12.2019).

К заявлению прилагаются документы:
- удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки;
- подтверждающие принадлежность к гражданству РФ ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а также лица, на которого оформляется сертификат;
- удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания и полномочия законного представителя или доверенного лица, - если заявление подают они;
- подтверждающие рождение (усыновление) детей;
- подтверждающие смерть женщины, родившей (усыновившей) детей, объявление ее умершей, лишение ее родительских прав, совершение ею в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, - если заявление подает отец ребенка в одном из этих случаев;
- подтверждающие смерть родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя), объявление умершими родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя), лишение родителей родительских прав, совершение родителями (усыновителями) в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, - если заявление подает сам ребенок в одном из этих случаев, его законный представитель или доверенное лицо.
Основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ старше 14 лет на территории России, является паспорт гражданина Российской Федерации. Это определено в п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образце бланка и описании паспорта гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства от 8 июля 1997 г. N 828.
Для детей документом, удостоверяющим личность и гражданство, является свидетельство о рождении, в котором указано гражданство родителей либо стоит штамп паспортно-визовой службы о гражданстве ребенка.
Для усыновленных детей нужно приложить решение суда об усыновлении.
Сертификат может быть оформлен на бумажном носителе или в форме электронного документа. В случае оформления сертификата на бумажном носителе его оформление осуществляется на бланке строгой отчетности.
В целях организации работы ПФР и его территориальных органов по приему, учету, хранению и выдаче бланков государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, а также по передаче заполненных бланков государственных сертификатов в МФЦ в рамках предоставления государственных услуг ПФР по принципу "одного окна" распоряжением Правления ПФР от 27 июля 2012 г. N 211р утвержден Порядок приема, учета, хранения и выдачи бланков государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал.
Сертификат в форме электронного документа подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица территориального органа ПФР.
Процедура выдачи сертификата до 19 октября 2019 г. регулировалась Административным регламентом, утв. Приказом Минтруда от 29 октября 2012 г. N 345н. В соответствии с Приказом Минтруда от 27 августа 2019 г. N 581н этот Регламент с 19 октября 2019 г. утратил силу.
В настоящее время процедура выдачи сертификата осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления ПФР и его территориальными органами государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утв. Постановлением Правления ПФР от 31 мая 2019 г. N 312п.
4. Федеральным законом от 30 октября 2018 г. N 390-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в 2018 г. были скорректированы ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи в части установления сроков рассмотрения заявлений и документов о выдаче сертификата.
Так, согласно ч. 3 комментируемой статьи решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом ПФР в пятнадцатидневный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата.
Кроме того, предусматривается приостановка срока принятия решения в случае непоступления запрашиваемых территориальным органом ПФР сведений в течение 5 дней с даты поступления запроса ПФР в соответствующие органы (см. ч. 4 комментируемой статьи).
Однако ч. 3 комментируемой статьи устанавливает предельный срок для вынесения территориальным органом ПФР решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, который не может превышать 1 месяц с даты приема заявления о выдаче сертификата.
5. Часть 4 комментируемой статьи закрепляет право территориальных органов ПФР на осуществление проверки достоверности сведений, которые содержатся в представленных лицами документах для получения сертификата.
При необходимости территориальные органы ПФР могут запрашивать в соответствующих органах сведения:
- о фактах лишения родительских прав;
- об отмене усыновления;
- о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности;
- иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра.
Пример: отделение ПФР по Чеченской Республике обратилось в суд с иском к К. о взыскании незаконно полученных денежных средств материнского (семейного) капитала в размере 387 640 рублей.
По результатам проверки было установлено, что К., действуя умышленно, с целью незаконного материального обогащения, имея умысел на приобретение права на чужое имущество - получение сертификата материнского (семейного) капитала путем обмана, обратилась к гражданке Р. с просьбой подтвердить в органах ЗАГСа несоответствующий действительности факт рождения несуществующего ребенка А. Дав свое согласие, Р. 19 октября 2011 г. в отделе ЗАГСа по Левокумскому району Ставропольского края подписала заявление о том, что в ее присутствии 10 июля 2011 г. у К. родился живорожденный ребенок женского пола вне медицинского учреждения и без оказания медицинской помощи. На основании указанного заявления К. было выдано свидетельство о рождении А. серии 11 - ДН N 663658 от 19 октября 2011 г. В продолжение своих преступных намерений К. представила в Управление ПФР по Курскому району Ставропольского края вышеуказанное свидетельство о рождении пятого ребенка и 28 ноября 2011 г. получила государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-4 N 0448527 на сумму 365 698 рублей.
Решением Курского районного суда Ставропольского края от 26 марта 2015 г. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-4 N 0448527, выданный на имя К., признан недействительным. Вступившим в законную силу приговором Курского районного суда Ставропольского края от 16 января 2013 г. К. признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159, ч. 1 ст. 159.2 УК, и ей с применением ч. 3 ст. 69 УК назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года 1 месяц, на основании ст. 73 УК условно с испытательным сроком 3 года (см. подробнее Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 28 октября 2015 г. по делу N 33-7324/2015).
Запросы, направляемые территориальными органами ПФР в целях проверки достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, необходимых для выдачи сертификата, подлежат рассмотрению соответствующими органами в пятидневный срок с даты их поступления.
Ранее, до принятия в 2018 г. Федерального закона от 30 октября 2018 г. N 390-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", срок рассмотрения таких запросов составлял 14 дней.
6. Часть 5 комментируемой статьи определяет, что территориальный орган ПФР после вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата обязан направить заявителю уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления. Срок направления соответствующего уведомления - не более 5 дней с даты вынесения решения. В случае отказа в удовлетворении заявления в уведомлении, согласно ч. 7 комментируемой статьи, должны быть указаны основания принятого решения.
В случае если заявление о выдаче сертификата направлялось через МФЦ, уведомление также должно направляться через МФЦ.
7. Часть 6 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень оснований, в силу которых заявление о выдаче сертификата не будет удовлетворено:
1) Отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с комментируемым Законом.
С учетом положений ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
- женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.;
- женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
- мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.
При этом следует учитывать, что право мужчины - отца ребенка на дополнительные меры государственной поддержки является производным от права женщины, то есть оно может возникнуть, если такое право имела женщина. Это важно для случаев, когда у ребенка родители имеют разное гражданство.
Если мать ребенка - гражданка России, а отец - гражданин другой страны, у матери возникает право на получение материнского капитала, и после ее смерти это право перейдет отцу.
Если же у ребенка отец - гражданин России, а мать - гражданка другой страны, она права на получение материнского капитала в соответствии со ст. 3 комментируемого Закона не получит. Соответственно, это право не перейдет отцу ребенка, если мать умрет, даже несмотря на то, что отец имеет гражданство России.
Пример: решением районного суда, оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции, отказано в удовлетворении иска Б. к территориальному органу ПФР о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и признании права на материнский (семейный) капитал.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что истец с 2009 г. состоял в браке с Л. и имеет двух несовершеннолетних детей. Супруга истца Л., умершая в 2013 г., являлась гражданкой Республики Узбекистан, имела вид на жительство в Российской Федерации.
Руководствуясь п. 1 ст. 3 комментируемого Закона, в соответствии с которым право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин - граждан Российской Федерации независимо от места их жительства, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г., суд обоснованно указал, что юридическое значение для правильного разрешения данного спора имеет наличие гражданства Российской Федерации как у Л. - матери несовершеннолетних, так и у рожденных ею детей. Поскольку Л. не являлась гражданкой Российской Федерации, она не имела права на дополнительные меры государственной поддержки (см. подробнее Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 22 июня 2016 г.).
2) Прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным ч. ч. 3, 4 и 6 ст. 3 комментируемого Закона.
В перечисленных частях ст. 3 комментируемого Закона указаны основания прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки, в числе которых:
- смерть потенциального заявителя;
- совершение в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности;
- лишение родительских прав (отмена усыновления) в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
Пример: решением Мошковского районного суда Новосибирской области от 29 сентября 2010 г. было отказано в удовлетворении исковых требований УПФР по Мошковскому району Новосибирской области об аннулировании и признании недействительным государственного сертификата на материнский капитал серии МК-2 N 0561786 от 24 марта 2009 г., выданного УПФР в Мошковском районе Новосибирской области Л. в связи с рождением 23 января 2007 г. пятого ребенка.
Свои требования УПФР по Мошковскому району Новосибирской области обосновывало тем, что на дату обращения (16 февраля 2009 г.) Л. в Пенсионный фонд с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал она не имела право на его получение, так как имелся приговор суда, по которому Л. была осуждена 13 июня 2006 г. по ст. 116 УК за причинение побоев своей дочери.
Не согласившись с вышеуказанным решением, УПФР по Мошковскому району Новосибирской области обратилось с кассационной жалобой, в которой были изложены доводы, аналогичные заявленным исковым требованиям.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда, рассматривая кассационную жалобу, пришла к выводу, что право Л. на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по тому основанию, что она совершила умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, в отношении своего ребенка 1991 г. рождения. В связи с этим решение Мошковского районного суда Новосибирской области от 29 сентября 2010 г. было отменено, а исковые требования УПФР (государственное учреждение) в Мошковском районе Новосибирской области к Л. удовлетворены (см. подробнее Кассационное определение Новосибирского областного суда от 27 января 2011 г. N 33-374-2011).
3) Представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки.
Выявление факта предоставление недостоверных или неполных сведений может отразиться на принимаемом территориальным органом ПФР решении об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал.
4) Прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.
При использовании средств материнского (семейного) капитала в полном объеме автоматически прекращается право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные комментируемым Законом. При этом отсутствует возможность повторного получения государственной поддержки по тому же основанию, в силу которого денежные средства были предоставлены по сертификату на материнский (семейный) капитал.
5) Также следует отметить, что фактически отказ в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал может иметь место еще в одном случае - если лицо, претендующее на получение средств материнского (семейного) капитала, при подаче заявления не предъявит паспорт гражданина РФ.
Пример: З. обратилась ГУ УПФР России с заявлением о выдаче ей сертификата на материнский капитал, предъявив в качестве документа, удостоверяющего личность, свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке. Поскольку данное свидетельство в ГУ УПФР России не было признано надлежащим документом, удостоверяющим ее личность, З. решением ГУ УПФР России было отказано в выдаче сертификата на материнский капитал. В целях оспаривания данного решения З. обратилась в Верхотурский районный суд Свердловской области, который решением от 22 июня 2015 г. в удовлетворении заявления З. также отказал.
Апелляционным определением Свердловского областного суда решение Верхотурского районного суда Свердловской области от 22 июня 2015 г. было оставлено без изменения, апелляционная жалоба З. - без удовлетворения, так как судом было установлено, что у З. нет паспорта гражданина РФ, получать который она отказывается из-за религиозных убеждений, а при обращении в Пенсионный фонд с заявлением на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал заявитель обязан представить документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания, а также принадлежность к гражданству Российской Федерации, поскольку правом на дополнительные меры государственной возникает только у граждан Российской Федерации (см. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24 сентября 2015 г. по делу N 33-14737/2015).
8. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает в случае отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата обязанность территориального органа ПФР направить уведомление, в котором должны быть изложены основания, в соответствии с которыми было принято такое решение. Данное уведомление должно быть направлено по адресу, указанному заявителем, почтовым отправлением в течение 5 дней после принятия решения.
В случае подачи заявления с необходимыми документами через МФЦ уведомление о принятом решении в форме электронного документа направляется в МФЦ для выдачи заявителю.
В случае подачи заявления в форме электронного документа посредством Единого портала или информационной системы ПФР "Личный кабинет застрахованного лица" уведомление о принятом решении в форме электронного документа направляется заявителю посредством Единого портала или информационной системы ПФР "Личный кабинет застрахованного лица".
Решение об отказе в выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган ПФР или в установленном порядке в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 3 ст. 218 КАС в случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
Поскольку комментируемая норма не содержит указания на обязательное соблюдение досудебного порядка, граждане вправе обжаловать решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата либо через вышестоящий орган ПФР, либо через суд.
Жалоба в ПФР может быть подана в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме. В какие именно органы надо обращаться, определено в п. 101 Административного регламента предоставления ПФР и его территориальными органами государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утв. Постановлением Правления ПФР от 31 мая 2019 г. N 312п.
В досудебном (внесудебном) порядке гражданин вправе обратиться с жалобой в ПФР, территориальный орган ПФР, МФЦ либо в соответствующий орган государственной власти (орган местного самоуправления) публично-правового образования, являющийся учредителем МФЦ:
- в ПФР - на решение и (или) действия (бездействие) руководителя структурного подразделения ПФР, ответственного за предоставление государственной услуги, руководителя территориального органа ПФР;
- в вышестоящий территориальный орган ПФР - на решение и (или) действия (бездействие) руководителя и (или) должностного лица нижестоящего территориального органа ПФР;
- к руководителю территориального органа ПФР - на решение и (или) действия (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР;
- к руководителю МФЦ - на решения и действия (бездействие) работника многофункционального центра;
- к учредителю МФЦ или должностному лицу, уполномоченному нормативным правовым актом субъекта РФ, - на решения и действия (бездействие) многофункционального центра.
С учетом ст. 11.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" жалоба может быть подана в следующих случаях:
- нарушение срока регистрации заявления;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами РФ для предоставления государственной услуги;
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания для отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ;
- отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ для предоставления государственной услуги;
- требование внесения заявителем платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
- отказ ПФР, территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, должностного лица ПФР или территориального органа ПФР в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных при предоставлении государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
9. Часть 8 комментируемой статьи определяет, что лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах. Меры ответственности в отношении лиц, предоставивших недостоверные сведения, определяются в соответствии с законодательством РФ.
Пример: прокурор Койгородского района Республики Коми обратился в суд с иском к К. о взыскании в пользу Российской Федерации денежных средств, поскольку приговором мирового судьи Койгородского судебного участка РК К. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК. Приговором мирового судьи установлено, что К. незаконно, путем обмана похитила денежные средства из федерального бюджета Российской Федерации путем распоряжения средствами материнского капитала по своему усмотрению на цели, не предусмотренные комментируемым Законом. Ответчик П. исковые требования признала полностью, пояснив, что на полученные средства материнского капитала они с мужем приобрели автомобиль (см. подробнее Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 27 мая 2013 г. по делу N 33-2833/2013).
10. Часть 9 комментируемой статьи дополнительно закрепляет право обращения с заявлением о выдаче сертификата лиц, у которых возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, предусмотренным ч. ч. 3, 4, 5 ст. 3 комментируемого Закона, - то есть лиц, право которых на получение средств материнского капитала является производным от права матери или отца.
11. Часть 10 комментируемой статьи устанавливает обязанность законных представителей передать сертификат ребенку (или детям) по достижении ими совершеннолетия либо по приобретении дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
Согласно ст. 21 ГК совершеннолетним считается гражданин, достигший 18-летнего возраста.
Полная дееспособность может возникнуть до достижения совершеннолетия в случае эмансипации или вступления в брак до 18 лет. Пунктом 1 ст. 27 ГК предусмотрено, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным осуществляется решением органа опеки и попечительства, для чего требуется согласие обоих родителей, усыновителей или попечителя. Если такое решение отсутствует, то данный вопрос будет решаться судом (гл. 32 ГПК).

Вопросы 2019:
Cтраницы 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >> 23 >> 24 >> 25 >> 26 >> 27 >> 28
Реклама:
Счетчики:
Также рекомендуем:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация: