Гражданское право
в вопросах и ответах.
Статья 4. Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки

Комментарий к статье 4

1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи для учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права, предусмотрено ведение федерального регистра (далее - регистр).
В "Современном экономическом словаре" дается следующее определение регистра (от лат. registrum - список, перечень):
1) список, указатель, книга записей, учетный документ, имеющий правовое значение;
2) особый орган, осуществляющий функции надзора в специальной области управления <1>.
--------------------------------
<1> См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011.

В комментируемом Законе регистр понимается как унифицированный свод информации о лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, содержащий их идентификационные признаки, фиксируемые в установленном порядке, в том числе занесение первичных сведений, уточнение данных и осуществление проверки их достоверности и актуальности.
Нормативной основой для формирования и ведения регистра, помимо комментируемого Закона, являются:
- распоряжение Правления ПФ РФ от 6 февраля 2015 г. N 47р "Об организации учета в федеральном регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, возвращенных средств материнского (семейного) капитала";
- распоряжение Правления ПФ РФ от 12 марта 2014 г. N 94р "Об утверждении Регламента организации работы с делами лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки";
- Приказ Минздравсоцразвития от 30 декабря 2006 г. N 892 "Об утверждении Правил ведения федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки".
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет перечень обязательных сведений о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки. Следует отметить, что данный перечень является закрытым.
Рассмотрим подробнее, какие сведения входят в данный перечень:
1) Страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страховой номер индивидуального лицевого счета - уникальный номер индивидуального лицевого счета, используемый для обработки сведений о физическом лице в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
В целях оптимизации процесса открытия индивидуального лицевого счета согласно Федеральному закону от 1 апреля 2019 г. N 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" исключается обязанность ПФР и его территориальных органов выдавать страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования застрахованным лицам. Таким образом, подтверждение регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета по выбору физического лица может быть направлено ему в форме электронного документа, а также иным способом, в том числе на бумажном носителе почтовым отправлением.
Постановлением Правления ПФ РФ от 13 июня 2019 г. N 335п утверждены форма документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, и порядок его оформления в форме электронного документа. С 29 сентября 2019 г. подтверждение регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета осуществляется посредством уведомления о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 1 апреля 2019 г. N 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свое действие, обмену не подлежат и являются документами, идентичными документам, подтверждающим регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
2) Фамилия, имя, отчество, а также фамилия, которая была у лица при рождении.
При занесении сведений в регистр требуется указывать не только актуальные имя, отчество и фамилию, но и фамилию, которая была при рождении. Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" при государственной регистрации рождения фамилия ребенка записывается по фамилии его родителей. Статья 58 вышеуказанного Закона предусматривает, что гражданин, достигший возраста 14 лет, по заявлению вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество.
Кроме того, изменение фамилии возможно при вступлении в брак. Статьей 28 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ определено, что при государственной регистрации заключения брака супругам в записи акта о заключении брака по выбору супругов записывается общая фамилия супругов или добрачная фамилия каждого из супругов.
3) Дата рождения.
В качестве даты рождения указывается день, месяц и год рождения лица, сведения о котором вносятся в реестр. Как правило, данный параметр фиксируется в свидетельстве о рождении и является стабильным, то есть неизменным на протяжении всей жизни человека.
Исключения могут быть связаны со случаями установления усыновления, поскольку ст. 135 СК предусматривает, что для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя может быть изменена дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца.
4) Пол.
Сведения о половой принадлежности человека вносятся в акт о рождении на основании документа установленной формы о рождении (медицинское свидетельство о рождении), выданного медицинской организацией, в которой происходили роды. Форма медицинского свидетельства о рождении утверждена Приказом Минздравсоцразвития от 27 декабря 2011 г. N 1687н "О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи".
С учетом положений ст. 70 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ усматривается возможность изменения пола, что предполагает внесение соответствующих корректив в актовую запись о рождении гражданина на основании справки об изменении пола, форма которой утверждена Приказом Минздрава от 23 октября 2017 г. N 850н.
5) Адрес места жительства.
Комментируемый Закон устанавливает, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у граждан Российской Федерации, указанных в ст. 3 комментируемого Закона, независимо от места их жительства. Таким образом, местом жительства не обязательно должна быть территория РФ.
В учетную запись о лицах, имеющих право на получение дополнительных мер государственной поддержки, в регистре вносится точный адрес места жительства. В нормативных актах можно найти определение данного понятия. Так, согласно п. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и который содержится в отметке о регистрации гражданина по месту жительства в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Целесообразно использовать данное общепринятое понимание адреса места жительства и применительно к регистру лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
Постановлением Правительства от 17 июля 1995 г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила регистрационного учета граждан), в которых указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.
Правила регистрационного учета граждан, устанавливающие обязанность граждан регистрироваться по месту пребывания и по месту проживания в органах регистрационного учета, определяют, что местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
В целях уточнения адреса места жительства застрахованных лиц, содержащегося в их индивидуальных лицевых счетах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, для информационного взаимодействия органов ПФР с застрахованными лицами Постановлением Правления ПФР от 3 февраля 2003 г. N 15п утвержден Порядок обращения застрахованных лиц с целью уточнения адреса места жительства, содержащегося в их индивидуальных лицевых счетах в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
6) Серия и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дата выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа.
Согласно п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства от 8 июля 1997 г. N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
В паспорт вносятся сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения, а также другие сведения.
Из комментируемого пункта усматривается, что для удостоверения личности возможно предоставление иного документа. Здесь имеется в виду временное удостоверение личности, которое выдается на время оформления паспорта гражданина РФ.
7) Дата включения регистр.
С учетом положений п. 6 Правил ведения федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 30 декабря 2006 г. N 892, внесение сведений в регистр осуществляется через 7 дней после приема необходимых документов и принятия территориальным органом решения о внесении в реестр.
8) Сведения о детях, а именно:
- фамилия, имя, отчество;
- пол;
- дата и место рождения;
- реквизиты свидетельств о рождении;
- очередность рождения (усыновления);
- гражданство.
Указанные сведения вносятся в реестр на основании свидетельства о рождении ребенка, форма которого утверждена Приказом Минюста от 13 августа 2018 г. N 167.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" свидетельство о рождении содержит следующие сведения:
- фамилию, имя, отчество, дата и место рождения ребенка;
- фамилию, имя, отчество, дату рождения, гражданство родителей (одного из родителей);
- дату составления и номер записи акта о рождении;
- место государственной регистрации рождения (наименование органа записи актов гражданского состояния или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг);
- дату и место выдачи свидетельства о рождении (наименование органа записи актов гражданского состояния или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг).
В ст. 58 СК в числе основных неимущественных прав несовершеннолетних закреплено право ребенка на имя, отчество и фамилию. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей по соглашению родителей ребенку присваивается фамилия отца, фамилия матери или двойная фамилия, образованная посредством присоединения фамилий отца и матери друг к другу в любой последовательности, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. Не допускается изменение последовательности присоединения фамилий отца и матери друг к другу при образовании двойных фамилий у полнородных братьев и сестер. Двойная фамилия ребенка может состоять не более чем из двух слов, соединенных при написании дефисом.
Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (п. 3 ст. 51 СК), фамилия - по фамилии матери.
Статья 59 СК предусматривает возможность изменения имени и фамилии ребенку до достижения им возраста 14 лет при наличии обоюдного на то согласия его родителей. В соответствии с п. 4 ст. 59 СК изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста 10 лет, может быть произведено только с его согласия.
При усыновлении несовершеннолетнего ст. 134 СК ему гарантируется сохранение его имени, отчества и фамилии. Однако по просьбе усыновителя усыновленному ребенку присваиваются фамилия усыновителя, а также указанное им имя. Отчество усыновленного ребенка определяется по имени усыновителя, если усыновитель - мужчина, а при усыновлении ребенка женщиной - по имени лица, указанного ею в качестве отца усыновленного ребенка. Если фамилии супругов-усыновителей различные, по соглашению между ними усыновленному ребенку присваивается фамилия одного из них. При усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке, по его просьбе фамилия, имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются в книге записей рождений по указанию этого лица (усыновителя). Изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка, достигшего возраста 10 лет, может быть произведено только с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 132 СК.
9) Сведения о материнском (семейном) капитале, а именно:
- размер материнского (семейного) капитала;
- выбранное направление (направления) распоряжения им;
- его использование.
Часть 1 ст. 6 комментируемого Закона указывает на то, что актуальный размер материнского (семейного) капитала составляет 250 000 рублей. В соответствии с ч. 2 ст. 6 комментируемого Закона размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период (подробнее см. комментарий к ст. 6).
С 19 октября 2019 г. действует Административный регламент предоставления ПФР и его территориальными органами государственной услуги по информированию граждан о размере материнского (семейного) капитала (его оставшейся части), утв. Постановлением Правления ПФР от 16 мая 2019 г. N 276п.
10) Сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.
Комментируемый Закон содержит исчерпывающий перечень оснований для прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки:
- прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным ч. ч. 3, 4 и 6 ст. 3 комментируемого Закона;
- прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.
3. Часть 3 комментируемой статьи выступает гарантом защиты информации о лице, содержащейся в регистре, поскольку данные сведения относятся к персональным данным граждан.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Поскольку в регистр могут быть внесены сведения о гражданах, которые получили право на дополнительные меры государственной поддержки после установления усыновления (удочерения) ребенка (детей), то с учетом положений Федерального закона от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" сведения о них, а также о детях, которые были ими усыновлены, будут относиться к конфиденциальной информации.
Согласно Приказу ФНС от 12 декабря 2006 г. N САЭ-3-13/848@ "О проведении опытной эксплуатации унифицированной системы приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" конфиденциальная информация - это требующая защиты информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, оператор (ПФР, его территориальные органы) несет ответственность за нарушение принципов и условий обработки персональных данных.
4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи обязанность по ведению федерального регистра лиц, обладающих правом на материнский (семейный) капитал, возложена на ПФР и его территориальные органы.
Как было указано ранее, Правила ведения федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, утверждены Приказом Минздравсоцразвития от 30 декабря 2006 г. N 892.
5. Часть 5 комментируемой статьи определяет, что информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом. Таким образом, данный регистр по своей сути является базовым государственным информационным ресурсом, который содержит информацию о лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
ПФР и его территориальные органы наделяются функциями оператора регистра.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Поскольку информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом, на нее также распространяются нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В соответствии с данным Законом обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:
- разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;
- использовать информацию, в том числе распространять ее по своему усмотрению;
- передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;
- защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;
- осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.
При осуществлении своих прав обладатель информации обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц, принимать меры по защите информации, ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами, в том числе комментируемым Законом.
6. В целях внедрения в российскую правоприменительную практику принципа "одного окна" при предоставлении государственных и муниципальных услуг Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были скорректированы положения более 70 российских законов, в том числе и настоящего Федерального закона, ст. 4 которого была дополнена ч. 6.
С учетом внесенных в 2011 г. изменений ПФР и его территориальные органы включены в единую систему межведомственного электронного взаимодействия (далее - система взаимодействия).
Согласно п. 2 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утв. Постановлением Правительства от 8 сентября 2010 г. N 697, система взаимодействия представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую:
- информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам, о программных и технических средствах, обеспечивающих единый документированный способ взаимодействия информационных систем органов и организаций посредством технологии очередей электронных сообщений, обеспечивающей взаимодействие программ в асинхронном режиме, не требующей установки между ними прямой связи и гарантирующей получение передаваемых электронных сообщений, и сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений;
- а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие.
Комментируемый пункт определяет, что участие ПФР и его территориальных органов по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, осуществляется с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
7. Федеральным законом от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" ст. 4 комментируемого Закона дополнена ч. 7, в соответствии с которой информация об установлении дополнительных мер государственной поддержки лицам, указанным в ч. 2 комментируемой статьи, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.
Согласно ч. 1 ст. 6.9 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" единая государственная информационная система социального обеспечения является федеральной государственной информационной системой, создаваемой в целях обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, информацией о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых населению в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, путем использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, входящей в инфраструктуру электронного правительства.
Постановлением Правительства от 14 февраля 2017 г. N 181 "О Единой государственной информационной системе социального обеспечения" утверждены:
- Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения;
- Порядок предоставления информации в Единую государственную информационную систему социального обеспечения.
Часть 7 ст. 6.9 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусматривает, что сведения, составляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, включая тайну усыновления и врачебную тайну, и документы, содержащие такие сведения, не подлежат размещению в информационной системе.
Доступ к системе осуществляется по адресу - http://egisso.ru/.

Вопросы 2019:
Cтраницы 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >> 23 >> 24 >> 25 >> 26 >> 27 >> 28
Реклама:
Счетчики:
Также рекомендуем:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация: