Гражданское право
в вопросах и ответах.
Статья 3. Право на дополнительные меры государственной поддержки

Комментарий к статье 3

1. Комментируемая статья одновременно гарантирует предоставление дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим детей, и определяет критерии, которым должны соответствовать семьи, претендующие на получение средств материнского (семейного) капитала.
Согласно ч. 1 комментируемой статьи право на дополнительные меры государственной поддержки возникает в случаях рождения или усыновления ребенка. Общее правило - в семье уже должен быть хотя бы один ребенок. При рождении первого ребенка средства материнского капитала не предоставляются.
Согласно ст. 125 СК усыновление осуществляется в судебном порядке. Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации (далее - Правила передачи детей на усыновление) утверждены Постановлением Правительства от 29 марта 2000 г. N 275. Нормы СК не дифференцируют право быть усыновителем в зависимости от пола лиц, желающих принять ребенка в свою семью на воспитание. Согласно п. 3 Правил передачи детей на усыновление усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола.
Основополагающим критерием выступает наличие гражданства РФ, как у ребенка, так и у его родителя (усыновителя), получающего право на меры поддержки.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Указанный Федеральный закон предусматривает способы приобретения гражданства Российской Федерации:
- по рождению;
- в результате приема в гражданство РФ;
- в результате восстановления в гражданстве РФ, а также по иным основаниям.
Для новорожденных способом получения гражданства является его получение по рождению. Самым распространенным вариантом является ситуация, когда оба родителя имеют гражданство РФ. Их ребенок автоматически получит гражданство России.
Подробно все случаи получения гражданства РФ по рождению перечислены в ст. 12 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ.
В ч. 1 комментируемой статьи указано, что право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает у следующих лиц:
- у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г. Таким образом, возникновение права на дополнительные меры государственной поддержки связывается с фактом рождения (усыновления ребенка). Дата, с которой Закон связывает возникновение права на господдержку, - 1 января 2007 г. - это дата вступления в силу комментируемого Закона;
- у женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. Данная норма учитывает те случаи, когда семья не использует право на материнский капитал при рождении второго ребенка, - оно не пропадает, а остается у семьи. Средства материнского капитала можно использовать один раз при рождении второго или третьего ребенка, а также любого из следующих детей;
- у мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.
Здесь следует отметить, что право на дополнительные меры государственной поддержки не распространяется на отцов второго, третьего или последующего ребенка, а также на усыновителей второго, третьего или последующего ребенка, не являющихся единственными усыновителями (за исключением случаев, предусмотренных иными частями данной статьи, когда женщина реализовать это право не может). За предусмотренной комментируемым Законом мерой поддержки в первую очередь вправе обратиться женщины, несмотря на то что название комментируемого Закона гарантирует предоставление дополнительных мер защиты семье.
Конституционным Судом сформулирована следующая позиция относительно приоритета женщины в качестве получателя средств материнского (семейного) капитала: право мужчины на дополнительные меры государственной поддержки по случаю рождения ребенка является производным от права женщины и может быть реализовано лишь в случае, когда возникшее у женщины право на указанные меры прекратилось по основаниям, предусмотренным законом (см. подробнее Определение Конституционного Суда РФ от 13 октября 2009 г. N 1085-О-О, Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 1518-О).
В то же время в комментируемой статье, даже с учетом разъяснения Конституционного Суда, есть правовой пробел - она не учитывает ситуации, когда у детей изначально нет матери, а есть только отец. Такие ситуации стали возможны с развитием методов искусственного оплодотворения и суррогатного материнства. Суды встают на защиту таких отцов, несмотря на пробел в законе.
Пример: решением Химкинского городского суда Московской области были удовлетворены исковые требования Н. к ГУ - УПФ РФ N 5 по г. Москве и Московской области о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. В обоснование исковых требований истец указал, что является отцом двоих малолетних детей 2012 года рождения. В связи с тем что дети рождены в результате применения метода искусственного оплодотворения, в документах детей отсутствуют сведения о матери. По своему обращению к ответчику с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка Н. получил отказ, обоснованный отсутствием у него права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что дети рождены в результате применения метода искусственного оплодотворения - гестационного суррогатного материнства с ооцитами анонимного донора, в связи с чем в документах отсутствуют сведения о матери. В мотивировочной части решения судом было указано, что лишение биологического отца права на получение указанного сертификата, призванного поддерживать всех лиц, воспитывающих двух и более детей, в то время как матери, приемные родители и опекуны имеют на него право, является, по мнению суда, недопустимым, поскольку истец подвергся бы дискриминации на том основании, что он является одиноким отцом при осуществлении своего права на уважение семейной жизни, что противоречит международно-правовым нормам и Конституции РФ.
Судебной коллегией по гражданским делам Московского областного суда указано, что признанием на основании судебного решения права истца и его детей на получение сертификата, в отсутствие прямого правового регулирования вопроса о праве родителя-отца на получение сертификата для целей воспитания детей, рожденных методом искусственного оплодотворения, обеспечивается равенство прав семей, имеющих детей, на получение в виде меры государственной поддержки сертификата на материнский (семейный) капитал.
Решение Химкинского городского суда Московской области от 3 марта 2014 г. было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ГУ - УПФ РФ N 5 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения (см. подробнее Апелляционное определение Московского областного суда от 29 сентября 2014 г. по делу N 33-21541/2014).
При этом необходимо заметить, что перечень лиц, имеющих право на получение средств материнского (семейного) капитала, не является исчерпывающим, поскольку в других пунктах комментируемой статьи предусматриваются иные случаи предоставления права на данные дополнительные меры поддержки. Однако все эти случаи по своей сути являются производными от перечисленных в комментируемой статье.
2. Комментируемая статья в ч. 2 вводит основания ограничения права на дополнительные меры государственной поддержки. Она перечисляет детей, рожденных или усыновленных ранее, наличие которых не учитывается при определении права на получение средств материнского капитала:
1) дети, в отношении которых лица, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, были лишены родительских прав.
Статья 69 СК содержит перечень оснований, в силу которых родители (один из них) могут быть лишены родительских прав:
- родители уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;
- злоупотребляют своими родительскими правами;
- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
- совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.
Согласно ст. 70 СК лишение родительских прав производится в судебном порядке.
Правовые последствия лишения родительских прав указаны в ст. 71 СК: родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Пример: ГУ - УПФ РФ N 32 по г. Москве и Московской области обратилось в суд с иском к З. о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
3 ноября 2011 г. ответчик обратилась с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка, указала, что родительских прав в отношении имеющихся у нее детей она не лишалась. К заявлению истец приложила свидетельства о рождении двоих детей.
В ноябре 2011 г. Управлением ПФР было вынесено решение о выдаче ответчице государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. В январе 2015 г. Управлением установлено, что решением Шатурского городского суда от 30 мая 2001 г., вступившим в законную силу 9 июня 2001 г., З. была лишена родительских прав в отношении первого сына. Указанные обстоятельств послужили основанием для обращения Управления в суд с иском.
Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того обстоятельства, что ответчица в отношении второго ребенка родительских прав не лишалась, умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, в отношении ребенка не совершала.
После того как Управление обжаловало это решение, судебная коллегия его отменила. В данном случае на момент рождения второго ребенка его мать З. уже была лишена родительских прав в отношении первого ребенка, в силу чего по закону первый ребенок не мог учитываться при определении права на дополнительные меры государственной поддержки. Право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал у З. не возникло и не могло прекратиться.
Таким образом, судебная коллегия, не согласившись с выводами суда, определила, что решение суда подлежит отмене с постановлением нового решения об удовлетворении исковых требований истца и признании недействительным выданного государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (см. подробнее Апелляционное определение Московского областного суда от 8 июня 2016 г. по делу N 33-13454/2016);
2) дети, в отношении которых было отменено усыновление.
Статья 140 СК предусматривает возможность отмены усыновления в судебном порядке. Основания к отмене усыновления указаны в ст. 141 СК, их можно подразделить на две категории:
- связанные с виновным поведением усыновителей;
- не связанные с виновным поведением усыновителей.
В первом случае в качестве виновного поведения усыновителей могут выступать:
- уклонение усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей;
- злоупотребление родительскими правами;
- жестокое обращение с усыновленным ребенком;
- наличие у усыновителей хронического алкоголизма или наркомании.
Во втором случае для подтверждения отсутствия виновного поведения усыновителей следует руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении", в котором указаны основания к отмене усыновления без наличия вины в том усыновителей:
- не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка;
- отсутствует взаимопонимание в силу личных качеств усыновителя и (или) усыновленного;
- отсутствует авторитет усыновителя у ребенка;
- ребенок не ощущает себя членом семьи усыновителя;
- после усыновления выявлены умственная неполноценность или наследственные отклонения в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющие либо делающие невозможным процесс воспитания, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении.
Таким образом, исходя из требований ч. 2 комментируемой статьи, в случае отмены усыновления независимо от причин, в силу которых судом было вынесено соответствующее решение, лица, в отношении которых было отменено усыновление, утрачивают право на дополнительные меры государственной поддержки, предоставляемые в соответствии с комментируемым Законом, при рождении или усыновлении следующих детей;
3) усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
Данное основание, ограничивающее права семей, имеющих детей, на меры господдержки, представляется спорным и не в полной мере отвечающим нормам семейного законодательства.
Во-первых, решение вопросов об установлении усыновления (удочерения) в отношении пасынков (падчериц) осуществляется в соответствии с нормами главы 19 СК, определяющей порядок и правовые последствия института усыновления. Кроме того, на отчимов и мачех распространяются Правила передачи детей на усыновление, за исключением необходимости прохождения подготовки, которая осуществляется в целях содействия психолого-педагогической и правовой подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также за исключением требования о наличии дохода для обеспечения усыновляемому ребенку прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, на территории которого проживают такие лица.
Во-вторых, по смыслу ст. 97 СК отношения между пасынками (падчерицами) и отчимом (мачехой), основанные на отношениях свойства, по своей сути приравниваются к семейным, закрепляются алиментными обязательствами.
В-третьих, согласно п. 3 ст. 1145 ГК к наследованию по закону в качестве наследников седьмой очереди призываются пасынки и падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.
Следовательно, исходя из приведенных норм действующего законодательства, усматривается, что отношения между пасынками (падчерицами) и отчимом (мачехой) государством признаются наравне с отношениями, которые складываются между детьми и родителями.
Подход законодателей, исключивший лиц, осуществляющих воспитание в своих семьях пасынков или падчериц, из числа имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с комментируемым Законом, представляется не отвечающим интересам ни отдельно взятой семьи, ни детей, которые в ней воспитываются.
3. Часть 3 комментируемой статьи содержит перечень лиц, которые наделены правом на получение дополнительных мер государственной поддержки, при условии прекращения этого права у лиц, указанных в ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона.
В качестве условий, которые могут к этому привести, названы:
- смерть или признание матери ребенка (детей) умершей;
- лишение родительских прав женщины, имевшей право на дополнительные меры государственной поддержки;
- совершение женщиной, имевшей право на меры государственной поддержки, в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности;
- отмена усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
В случае прекращения права женщины на использование средств материнского капитала по вышеуказанным основаниям право на получение дополнительных мер государственной поддержки появляется у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации.
Однако данное правило не распространяется на отца (усыновителя) ребенка в двух следующих случаях:
1) он является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки;
2) ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном СК, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.
Статьей 121 СК определено, что вопросы выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к исключительной компетенции органов опеки и попечительства.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей:
1) в связи с:
- лишением родителей родительских прав;
- ограничением их в родительских правах;
- признанием родителей безвестно отсутствующими;
- признанием их недееспособными (ограниченно дееспособными);
- объявлением родителей умершими;
- установлением судом факта утраты лицом попечения родителей;
- отбыванием родителями наказания в виде лишения свободы;
- нахождением их в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
- уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов;
- отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги;
2) если единственный родитель или оба родителя неизвестны;
3) в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей.
Пример: решением Краснобаковского районного суда были удовлетворены исковые требования Управления ПФР к К. о признании решения о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал недействительным.
Решением Управления гражданке К. был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Поскольку решением Краснобаковского районного суда К. была лишена родительских прав в отношении второго ребенка - Л., третьего ребенка - М. и четвертого ребенка - Н., женщина утратила право на дополнительные меры государственной поддержки, так как была лишена родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого у нее возникло указанное право.
Отец второго, третьего и четвертого детей О. обратился с заявлением о выдаче ему государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, после рассмотрения которого Управлением ПФР ему был выдан государственный сертификат. Однако при выдаче не были учтены требования ч. 3 комментируемой статьи. При выдаче сертификата был учтен первый ребенок, по отношению к которому мужчина являлся отчимом. Следовательно, государственный сертификат на материнский (семейный) капитал был ему выдан необоснованно. О. не имеет права на дополнительные меры государственной поддержки в виде государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда решение районного суда оставила без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (из практики Нижегородского областного суда, имена участников дела изменены).
Таким образом, мужчина не сможет воспользоваться правом на дополнительные меры поддержки, если он является отцом второго ребенка, но не является отцом первого ребенка, даже если при этом он имеет иных детей от матери, изначально получившей сертификат.
4. В ч. 4 комментируемой статьи предусматриваются случаи, когда право на получение мер государственной поддержки переходит от отца (усыновителя) к ребенку (детям). Таким образом, устанавливается исчерпывающий перечень оснований прекращения права лиц, указанных в ч. 3 и в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи:
- смерть отца (усыновителя);
- признание умершим отца (усыновителя);
- лишение родительских прав отца (усыновителя);
- совершение отцом (усыновителем), имеющим право на меры государственной поддержки, в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности;
- отмена усыновления.
В указанных случаях право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка или нескольких детей в равных долях, отвечающих следующим условиям:
1) младше 18 лет;
2) старше 18 лет, но младше 23 лет при обучении по очной форме в образовательной организации до окончания такого обучения (дополнительное образование не учитывается).
В целях реализации прав на дополнительные меры государственной поддержки несовершеннолетних детей от их имени действуют законные представители.
Согласно СК законными представителями ребенка могут выступать:
- родители и усыновители;
- опекуны и попечители;
- представители организаций, на которых законодательством возложено выполнение обязанностей опекунов и попечителей.
Согласно ч. 2 ст. 155 СК детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.
К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.
Пример: Б., являющаяся опекуном двоих несовершеннолетних детей, обратилась с иском к ГУ - УПФР в Тракторозаводском районе города с требованием признать отказ в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, обязать Пенсионный фонд выдать такой сертификат.
Поскольку мать несовершеннолетних лишена родительских прав, опекун в интересах несовершеннолетних детей обратилась в Пенсионный фонд для получения сертификата на семейный капитал на двоих детей в равных долях, однако ответчик отказал в выдаче сертификата.
Районный суд принял решение об удовлетворении исковых требований. Он признал за каждым из двоих детей право на получение в равных долях сертификата на материнский (семейный) капитал и обязал ГУ - УПФР в Тракторозаводском районе выдать им сертификат на получение в равных долях материнского (семейного) капитала.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда решение районного суда оставила без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - УПФР в Тракторозаводском районе - без удовлетворения (см. подробнее Апелляционное определение Челябинского областного суда от 20 июля 2015 г. по делу N 11-8298/2015).
При этом усматривается пробел в нормах комментируемого Закона, поскольку не представляется возможным определить, у какого именно ребенка возникает право на данную меру государственной поддержки: у первого и второго в равных долях, только у второго или, быть может, у второго и третьего в равных долях.
5. Часть 5 комментируемой статьи дополняет перечень случаев, при которых у ребенка (или нескольких детей в равных долях) возникает право на меры государственной поддержки, следующими случаями:
- если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в ч. 3 комментируемой статьи, была его единственным родителем (усыновителем);
- если у отца не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, которые указаны в ч. 3 комментируемой статьи.
В указанных случаях право на получение средств материнского капитала и распоряжение переходит от матери напрямую к ребенку.
6. В ч. 6 комментируемой статьи указаны основания прекращения права ребенка на получение дополнительных мер государственной поддержки, если соответствующее право перешло к нему в соответствии с ч. ч. 4 и 5 настоящей статьи. Такими основаниями являются:
- смерть ребенка;
- объявление его умершим.
С учетом положений комментируемой статьи, к числу этих оснований следует также отнести:
- достижение ребенком совершеннолетнего возраста;
- достижение им 23-летнего возраста, в случае если он обучается очно в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования).
7. Часть 7 комментируемой статьи определяет, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей).
Возможность реализовать данное право предоставляется не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения второго, третьего или последующих детей. В случае появления в семье ребенка, в отношении которого установлено усыновление, данное право будет возможно реализовать не ранее чем по истечении трех лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда. Поскольку ч. 2.1 ст. 274 ГПК предусмотрено, что апелляционные жалоба, представление на решение суда об удовлетворении заявления об усыновлении ребенка могут быть поданы в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме, то судебное решение, которым удовлетворяется просьба заявителя об усыновлении ребенка, вступает в силу либо по истечении 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме, либо же по истечении 2 месяцев и 10 дней, если оно было обжаловано в апелляционном порядке и не было отменено.
Однако вышеуказанный срок реализации права на дополнительные меры государственной поддержки управомоченными субъектами не распространяется на случаи, предусмотренные ч. 6.1 ст. 7 комментируемого Закона, согласно которой заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на определенные цели, а именно:
- на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной;
- на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
- на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования;
- на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов;
- на получение ежемесячной выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (см. подробнее комментарий к ст. 7).

Вопросы 2019:
Cтраницы 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >> 23 >> 24 >> 25 >> 26 >> 27 >> 28
Реклама:
Счетчики:
Также рекомендуем:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация: