Гражданское право
в вопросах и ответах.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Комментарий к статье 2

Комментируемая статья дает трактовку трех основных понятий, которые используются в настоящем Федеральном законе.
1. Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, которые должны обеспечить возможность:
- улучшения жилищные условий;
- получения образования;
- социальной адаптации и интеграции в общество детей - инвалидов;
- повышения уровня пенсионного обеспечения.
Таким образом, в данном понятии сформулировано целевое назначение дополнительных мер государственной поддержки (более подробно о целях расходования средств материнского (семейного) капитала говорится в комментарии к ст. 7).
В целом под государственной поддержкой понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным и региональным законодательством в целях поддержки или оказания содействия определенной категории граждан.
Указом Президента от 14 мая 1996 г. N 712 утверждены Основные направления государственной семейной политики, которые разработаны исходя из признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества.
Непосредственно поддержка выражается в предоставлении имеющим на нее право гражданам права получить из федерального бюджета средства на реализацию указанных целей. Такие средства называются средствами материнского (семейного) капитала.
Дополнительный характер указанных мер следует из того, что в российском законодательстве существуют и иные меры поддержки граждан, имеющих детей, аккумулированные в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Необходимость дополнения системы государственных выплат семьям с детьми новыми видами обусловлена рядом причин, в числе которых: усложнение социально-экономических связей в обществе, снижение демографических показателей, негативное влияние макроэкономических показателей на уровень материального благосостояния семей с детьми и др. Указанные обстоятельства предопределяют совершенствование законодательства РФ в области социальной защиты семьи, материнства и детства. Российская Федерация, являясь социальным государством, выступает гарантом предоставления денежных выплат семьям с детьми в отношении пенсий, пособий по обязательному социальному страхованию, отдельных видов пособий на воспитание детей, ряда выплат семьям военнослужащих с детьми.
Современная социально-демографическая ситуация в России, несмотря на признание публичной значимости институтов семьи, материнства и детства, предопределила поиск дополнительных мер государственной поддержки семей с детьми. Поэтому в целях улучшения демографической ситуации и повышения рождаемости с 2007 года реализуются меры, предусмотренные комментируемым Законом.
2. Материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных комментируемым Законом (далее также - материнский капитал).
В соответствии с Положением о Пенсионном фонде РФ, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, Пенсионный фонд РФ (далее - ПФР), образованный Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и указанным Положением.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" бюджет ПФР - форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Согласно ст. 114 БК бюджет ПФР является бюджетом государственного внебюджетного фонда Российской Федерации. Как следует из ст. 13 БК, федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. В данном случае это обязательства по поддержке семей, в которых родился второй ребенок, согласно комментируемому Закону.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет:
- страховых взносов, в том числе взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров и адвокатов, иных работающих граждан;
- средств федерального бюджета;
- сумм пеней и иных финансовых санкций;
- доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
- добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
- средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии;
- средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата;
- иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
Средства ПФР имеют целевое назначение и направляются строго на:
- выплату страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию;
- перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной пенсии;
- доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;
- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
- уплату гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений;
- иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. К таким иным целям и можно отнести выплату получателям средств материнского капитала.
Средства материнского капитала имеют функциональное (целевое) назначение, поскольку, помимо регламентированного порядка их получения, в законодательстве указываются цели, на которые данные денежные средства могут быть направлены получателями (см. комментарий к ст. 7).
Необходимо обратить внимание на то, что средства материнского капитала, предусмотренные комментируемым Законом, согласно п. 13 ст. 101 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", отнесены к видам доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
Пример: М. в 2015 г. обратилась в Хабарский районный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя К. по запрету на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра в отношении доли в праве собственности на квартиру; возложении на судебного пристава-исполнителя обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав.
Свои исковые требования М. обосновала тем, что в отделе судебных приставов Хабарского района на исполнении находится исполнительное производство о взыскании с нее в пользу ОАО "Россельхозбанк" денежных средств, в рамках которого судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о запрете на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра в отношении доли в праве собственности на квартиру, которая является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, кроме того, была приобретена М.Е.А. и ее супругом М.Р.В. с использованием средств материнского капитала.
Суд вынес решение в пользу истца. Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда при рассмотрении апелляционной жалобы заинтересованного лица судебного пристава-исполнителя подтвердила законность и обоснованность указанного решения суда (см. решение Хабарского районного суда Алтайского края от 1 апреля 2015 г., Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 27 мая 2015 г. по делу N 33-4638/15).
3. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
Данный документ является подтверждением права лица, указанного в сертификате, на получение средств материнского (семейного) капитала. Он выдается в заявительном порядке.
Форма государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, а также правила подачи заявления о выдаче сертификата и выдачи сертификата (его дубликата) утверждены Приказом Минздравсоцразвития от 18 октября 2011 г. N 1180н (см. комментарий к ст. 5).
В Приложении N 1 к Административному регламенту предоставления ПФР и его территориальными органами государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утв. Постановлением Правления ПФР от 31 мая 2019 г. N 312п, содержится унифицированная форма заявления о выдаче сертификата.
Сертификат на материнский (семейный) капитал может быть оформлен на бумажном носителе или в форме электронного документа. Сертификат на бумажном носителе оформляется на бланке строгой отчетности, а сертификат в форме электронного документа подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. Правило об электронных сертификатах действует с 2016 года.

Вопросы 2019:
Cтраницы 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >> 23 >> 24 >> 25 >> 26 >> 27 >> 28
Реклама:
Счетчики:
Также рекомендуем:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация: