Гражданское право
в вопросах и ответах.
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей

Комментарий к статье 1

1. Настоящий Федеральный закон регламентирует предоставление дополнительных мер государственной поддержки семей с детьми в Российской Федерации, осуществляемых за счет средств материнского (семейного) капитала, предоставляемых гражданам из бюджета Пенсионного фонда РФ.
Конституцией гарантируется оказание помощи семье в содержании и воспитании детей, которая реализуется в различных формах. Это могут быть денежные выплаты (пособия), услуги (медицинское обслуживание, содержание и воспитание в дошкольных образовательных организациях и др.), льготы (по оплате коммунальных услуг, по оплате образовательных услуг, оказываемых детям и пр.).
На федеральном уровне основные меры поддержки семей с детьми закрепляет ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Данный Федеральный закон устанавливает следующие виды государственных пособий:
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- пособие на ребенка;
- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Основываясь на положениях ст. 39 Конституции, государство, проявляя заботу о благосостоянии населения, систематически дополняет систему государственных мер поддержки семьи и детства новыми видами, которые призваны не только улучшить демографическую ситуацию в стране, но и снизить вероятность возникновения социальных рисков.
Таким образом, предусмотренные в комментируемом Законе меры государственной поддержки предоставляются дополнительно к предусмотренным в ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Также в данной сфере действует Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", который, по сути, также вводит дополнительные меры государственной поддержки семьям с детьми. Механизм его реализации взаимосвязан с комментируемым Законом.
2. Комментируемой статьей определяется правовая основа предоставления дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей: это Конституция, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ.
Конституция, провозглашая в ст. 7 принцип социальной направленности при реализации государственной политики, нацеленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в ч. 2 ст. 7 определяет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.
Кроме того, ст. 38 Конституции гарантирует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Поскольку в соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Основного Закона РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления правомочны предоставлять меры дополнительной поддержки для семей, имеющих детей.
Часть 4 ст. 15 Конституции провозглашает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. В развитие данной конституционной нормы в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" указывается, что международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" к общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под общепризнанной нормой международного права понимается правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.
Согласно ст. 2 вышеуказанного Федерального закона международный договор Российской Федерации - это международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
В качестве примера международных договоров между РФ и иностранными государствами по предмету регулирования комментируемого Закона можно привести:
1) документы, обязывающие присоединившиеся страны обеспечить охрану прав семьи:
- Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.;
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.;
- Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.;
- Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. и др.;
2) документы специального характера, посвященные вопросам охраны прав семьи и ребенка:
- Конвенцию о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.;
- Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г.;
- Модельный закон об основных гарантиях прав ребенка в государстве от 16 октября 1999 г. и др.
3. Комментируемая статья также определяет систему законодательства, регулирующего вопросы предоставления дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим детей. В данную систему помимо комментируемого Закона входят:
1) иные федеральные законы:
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", определяющий в качестве принципа государственной политики в отношении детей поддержку семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", унифицирующий единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием;
- СК, в соответствии с п. 1 ст. 1 которого материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства, а семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав;
2) правовые акты правительственного уровня:
- Постановление Правительства от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий", устанавливающее виды расходов, на которые могут быть направлены средства материнского капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств;
- Постановление Правительства от 24 декабря 2007 г. N 926 "Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов", которое определяет порядок и сроки направления средств материнского капитала на получение образования ребенком в любой образовательной организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг, а также на иные связанные с получением образования ребенком расходы и определяет порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели;
- Постановление Правительства от 20 июля 2007 г. N 457 "Об утверждении Правил перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации";
- Постановление Правительства от 10 марта 2009 г. N 209 "О предоставлении межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на погашение за счет средств материнского (семейного) капитала основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, в том числе ипотечным, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа)";
- Постановление Правительства от 30 декабря 2006 г. N 875 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";
3) правовые акты ведомственного уровня:
- Приказ Минздравсоцразвития от 18 октября 2011 г. N 1180н "Об утверждении Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал", определяющий порядок подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, выдачи сертификата (его дубликата);
- Приказ Минздравсоцразвития от 30 декабря 2006 г. N 892 "Об утверждении Правил ведения федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки", регулирующий порядок ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение дополнительных мер государственной поддержки, включая сроки и формы представления соответствующих сведений;
- Приказ Минтруда от 11 марта 2016 г. N 100н "Об утверждении Правил отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии";
- Приказ Минтруда от 2 августа 2017 г. N 606н "Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и перечня документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала";
4) нормативные акты Пенсионного фонда РФ как уполномоченного органа по ведению федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (см. комментарий к ст. 4):
- распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 6 февраля 2015 г. N 47р "Об организации учета в федеральном регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, возвращенных средств материнского (семейного) капитала";
- распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 12 марта 2014 г. N 94р "Об утверждении Регламента организации работы с делами лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки";
- распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 27 июля 2012 г. N 211р "Об утверждении Порядка приема, учета, хранения и выдачи бланков государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал";
- Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2007 г. N 48п "Об информировании лиц, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал" и др.
Частью 1 комментируемой статьи предусмотрено, что в целях обеспечения единообразного применения настоящего Федерального закона возможно издание соответствующих разъяснений.
Согласно Постановлению Правительства от 30 декабря 2006 г. N 875 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" правомочием по изданию соответствующих разъяснений по нормам комментируемого Закона наделен Минтруд. Реализация данного права предполагает согласование позиции Минтруда с Минфином и при необходимости с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
4. Частью 2 комментируемой статьи определено, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей. Данное положение соответствует ранее упомянутой норме Конституции, в соответствии с которой защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
С этой целью органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, предусматривающие дополнительные меры социальной поддержки, финансирование которых осуществляется за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
В качестве примера регионального нормотворчества по установлению дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, можно привести Закон Республики Коми от 29 апреля 2011 г. N 45-РЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Коми", которым предусматривается выплата регионального семейного капитала за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в размере 150 тыс. рублей.
В соответствии с данным Законом право на региональный семейный капитал возникает при рождении ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство РФ, у следующих граждан РФ, проживающих на территории Республики Коми:
- матерей, родивших начиная с 1 января 2011 г. ребенка, который является третьим ребенком по счету;
- матерей, родивших начиная с 1 января 2011 г. ребенка, который является четвертым или последующим ребенком по счету, если ранее они не воспользовались правом на указанную дополнительную меру социальной поддержки.
В бюджете Республики Алтай предусмотрены денежные средства на выплату республиканского материнского (семейного) капитала, размер которого составляет 50 тыс. рублей. Согласно Закону Республики Алтай от 8 июля 2011 г. N 44-РЗ "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Республики Алтай" право на дополнительные меры поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у следующих граждан России, проживающих на территории Республики Алтай не менее одного года:
- женщин, родивших (усыновивших) четвертого или последующих детей (в том числе в случае смерти одного или нескольких предыдущих детей, при условии, что была произведена государственная регистрация его (их) рождения), если ранее им не был выдан сертификат на республиканский материнский (семейный) капитал;
- мужчин, являющихся единственными усыновителями четвертого или последующих детей, если решение суда об усыновлении ребенка вступило в законную силу после 1 января 2011 г. (в том числе в случае смерти одного или нескольких предыдущих
- детей, при условии, что была произведена государственная регистрация его (их) рождения), если ранее им не был выдан сертификат.
Таким образом, органы государственной власти субъектов РФ правомочны определять не только вид и категории получателей дополнительных мер поддержки семей с детьми, но и самостоятельно принимать решения относительно размера и порядка выплат за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Вопросы 2019:
Cтраницы 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >> 23 >> 24 >> 25 >> 26 >> 27 >> 28
Реклама:
Счетчики:
Также рекомендуем:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация: