Гражданское право
в вопросах и ответах.
Статья 11. Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми)

Комментарий к статье 11

1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи разрешается расходовать материнский (семейный) капитал на получение образования ребенка. При этом должны быть соблюдены следующие условия: ребенок или дети должны получать образование в организации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг и находящейся на территории РФ.
1.1. Согласно ФЗ "Об образовании в РФ" (п. п. 18 - 20 ст. 2) образовательные услуги в России оказывают организации, осуществляющие образовательную деятельность. Они делятся на два типа:
а) образовательные организации - некоммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности;
б) организации, осуществляющие обучение, - юридические лица любой формы, осуществляющие образовательную деятельность наряду с основной деятельностью в качестве дополнительного вида деятельности.
В ФЗ "Об образовании РФ" к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели. Однако в комментируемом Законе о них ничего не говорится: в ч. 1 комментируемой статьи сказано о "любой организации... имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг". На практике это приводит к отказам в направлении средств материнского капитала на оплату образовательных услуг, оказываемых индивидуальными предпринимателями.
Пример: ГУ УПФР в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону отказало в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала на оплату образовательных услуг ребенку по договору Д. с индивидуальным предпринимателем в лице директора Детского образовательного учреждения "Андерсен".
Отказ был мотивирован тем, что перечисление средств материнского капитала на получение образования ребенком на расчетные счета индивидуальным предпринимателям противоречит нормам комментируемого Закона.
Не согласившись с приведенными доводами, Д. обратилась с иском суд. Разрешая исковые требования, суд первой инстанции отказал в их удовлетворении.
Анализируя нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что индивидуальный предприниматель не отнесен законом к числу образовательных организаций, так как под образовательной организацией понимается некоммерческая организация (учреждение), имеющая статус самостоятельного юридического лица. Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 23 ФЗ "Об образовании в РФ" образовательные организации подразделяются на следующие типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности:
1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда, признавая данный вывод суда законным и обоснованным, определила решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 5 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Д. - без удовлетворения (см. подробнее Апелляционное определение Ростовского областного суда от 16 апреля 2019 г. по делу N 33-6603/2019).
1.2. Образовательная деятельность может осуществляться только на основании лицензии. Таким образом, правом на оказание образовательных услуг обладают организации, обладающие лицензией на ведение образовательной деятельности.
Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966.
Статья 91 ФЗ "Об образовании в РФ" устанавливает, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Структуру системы образования устанавливает ст. 10 ФЗ "Об образовании".
Видами образования являются общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.
Уровни образования выделяются только для общего и профессионального образования. Общее образование подразделяется на дошкольное, начальное, основное и среднее. Профессиональное образование включает среднее профессиональное образование и высшее: бакалавриат, специалитет и магистратуру, а также подготовку кадров высшей квалификации.
Подвиды образования выделяются для дополнительного образования: дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Согласно ст. 23 ФЗ "Об образовании в РФ" образовательные организации также подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
К типам организациям, реализующим основные образовательные программы, отнесены:
- дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
- общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
- профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
- образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
Кроме того, предусмотрены типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
- организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
- организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
1.3. Помимо лицензирования, образовательные организации должны пройти государственную аккредитацию, если они реализуют:
а) основные образовательные программы, реализуемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), кроме образовательных программ дошкольного образования;
б) основные образовательные программы, реализуемые в соответствии с образовательными стандартами. Их могут разрабатывать некоторые федеральные вузы.
Аккредитация дополнительных образовательных программ не проводится. ФГОС и образовательным стандартам посвящена ст. 11 ФЗ "Об образовании в РФ".
Порядок проведения государственной аккредитации образовательной деятельности регулируется Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности".
Таким образом, средства материнского капитала можно потратить на получение образования не в любой из образовательных организаций, а только в той, у которой есть:
1) действующая лицензия на ведение образовательной деятельности;
2) свидетельство о государственной аккредитации по основным образовательным программам, если такая аккредитация предусмотрена (см. также п. 2 комментария к настоящей статье).
2. Для того чтобы средства материнского капитала можно было потратить на образование ребенка или нескольких детей, образовательные услуги должны быть платными.
В России гарантируется получение бесплатного дошкольного, общего и среднего профессионального образования. Также гарантируется бесплатное получение первого высшего образования на конкурсной основе (ч. 3 ст. 5 ФЗ "Об образовании в РФ").
Во всех остальных случаях образовательные услуги могут быть платными. Муниципальные садики и школы тоже вправе оказывать платные услуги. Полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты должны быть указаны в договоре об образовании (ч. 3 ст. 54 ФЗ "Об образовании в РФ").
Приказ Росстата от 29 сентября 2017 г. N 643 "Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг" (п. 57) к платным услугам в системе образования относит:
- услуги в системе дошкольного образования;
- услуги в системе общего образования;
- услуги в системе профессионального (среднего, высшего и подготовки кадров высшей квалификации) образования;
- услуги по дополнительному образованию и обучению детей и взрослых (услуги спортивных, музыкальных, художественных и хореографических и прочих школ, услуги по обучению в кружках, секциях, на курсах).
В соответствии с п. 59 Приказа Росстата от 29 сентября 2017 г. N 643 в стоимость услуг системы образования включается фактический размер платы потребителей или организаций (предприятий), в которых они работают:
- за содержание детей в дошкольных организациях;
- обучение на платной основе в организациях среднего и высшего профессионального образования (в том числе в целях получения второго высшего профессионального образования) всех форм собственности;
- дополнительное обучение в образовательных организациях, в том числе за предоставление дополнительных платных услуг по обучению танцам, рисованию, пребывание детей в образовательных организациях во время каникул;
- обучение в спортивных, музыкальных, художественных и хореографических школах;
- услуги профессиональных спортивных инструкторов, учителей, тренеров;
- дополнительное образование и обучение детей и взрослых (в секциях, кружках, студиях; на курсах по подготовке к экзаменам, обучению языкам, компьютерных курсах, на курсах по вождению автомобилей, воздушных и плавательных судов, без выдачи коммерческих сертификатов и лицензий, ораторских курсах, курсах скорочтения);
- а также целевые взносы родителей (денежные средства за обучение).
Часть 2 комментируемой статьи уточняет возможные направления расходования средств материнского капитала, предусматривая две категории:
Во-первых, средства материнского капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг. В комментируемой статье не указано, что данные образовательные услуги должны оказываться только в рамках образовательной программы, получившей государственную аккредитацию, но практика складывается именно так.
Пример: мать несовершеннолетнего ребенка Ш. получила от отделения ПФР отказ в удовлетворении заявлений о распоряжении средствами материнского капитала в связи с отсутствием аккредитации образовательной программы, указанной в договоре об оказании платных дополнительных образовательных услуг, оказываемых ее ребенку. Ш. не согласилась с этим и обратилась с иском в суд.
Решением Кунцевского районного суда города Москвы от 15 мая 2017 г. по делу N 2-2145/2017 исковые требования Ш. о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала были удовлетворены.
Однако Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и заслушав истца, пришла к выводу об отмене постановленного по делу решения и отказе в удовлетворении исковых требований.
Судами было установлено, что между Ш. и ГБУДО г. Москвы "Детская школа искусств имени Франца Шуберта" был заключен договор на предоставление дополнительных платных образовательных услуг на отделении общего музыкального развития, по условиям которого несовершеннолетний ребенок истца проходит подготовку по дополнительной общеобразовательной программе художественно-эстетической направленности, стоимость обучения составляет 59 400 руб. за учебный год.
Поскольку у ГБУДО г. Москвы "Детская школа искусств имени Франца Шуберта" отсутствовала аккредитация образовательной программы, указанной в договоре об оказании платных образовательных услуг, доводы отделения ПФР для отказа в удовлетворении заявлений Ш. о распоряжении средствами материнского капитала судебной коллегией были признаны обоснованными, а решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 15 мая 2017 г. отменено (см. подробнее Апелляционное определение Московского городского суда от 24 ноября 2017 г. по делу N 33-48438/2017).
Следовательно, если образовательная программа не требует или требует, но не имеет государственной аккредитации, направлять средства материнского капитала на оплату обучения по такой программе недопустимо.
Пример: согласно обстоятельствам дела М. по договору с Образовательным центром "ИФ Инглиш Фест СНГ", а также в соответствии с договором об оказании платных образовательных услуг с АНО "Развитие хореографического искусства", детской школой студией "Арабек" оплачивала предоставляемые образовательные услуги ее несовершеннолетнему ребенку. ГУ ПФР отказал М. в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на образовательные услуги в связи с тем, что в указанных договорах образовательная программа дополнительного образования не аккредитована.
М. обратился в суд с требованием признать незаконными решение ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Решением Хорошевского районного суда города Москвы от 20 апреля 2018 г. в удовлетворении требований было отказано. Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда оставила решение в силе. Средства материнского капитала можно направить только на оплату образовательных услуг, оказываемых по программам, прошедшим государственную аккредитацию (см. подробнее Апелляционное определение Московского городского суда от 2 октября 2018 г. N 33-43140/2018).
В то же время в других случаях суды совершенно обоснованно отмечают, что при подобном толковании закона будет исключена возможность тратить средства материнского капитала на получение ребенком (детьми) дошкольного образования, поскольку дошкольные образовательные программы вообще не подлежат государственной аккредитации. Это противоречит п. 1 ст. 11 комментируемого Закона.
Пример: ГУ УПФ РФ в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода отказал Б. в распоряжении частью средств материнского (семейного) капитала на получение ее детьми образования в НОУ "О" из-за отсутствия у образовательного учреждения государственной аккредитации. Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода решением от 21 января 2013 г. признал незаконным данное решение.
При вынесении решения районный суд принял во внимание, что государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений в силу прямого предписания закона не проводится, введение ограничений относительно распоряжения средствами материнского (семейного) капитала на получение ребенком (детьми) дошкольного образования противоречит п. 1 ст. 11 комментируемого Закона. Поэтому исковые требования Б. подлежали удовлетворению. С этими выводами согласилась Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда (см. подробнее Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 2 июля 2013 г. по делу N 33-5928/2013).
Во-вторых, средств материнского капитала можно расходовать на оплату иных расходов, связанных с получением образования.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 926 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов (далее - Правила направления средств материнского капитала).
К иным расходам, связанным с получением образования ребенком (детьми), отнесены:
1) оплата пользования жилым помещением и коммунальных услуг в общежитии, предоставляемом организацией обучающимся на период обучения.
Это регламентировано пп. 6 и 7 Правил направления средств материнского капитала.
При направлении средств на оплату пользования жилым помещением и коммунальных услуг в общежитии к заявлению о распоряжении средствами прилагаются следующие документы:
- договор найма жилого помещения в общежитии (с указанием суммы и сроков внесения платы). Типовая форма договора найма жилого помещения в общежитии утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений";
- справка из организации, подтверждающая факт проживания ребенка (детей) в общежитии;
2) оплата содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Это установлено в п. п. 8(1) и 8(2) Правил направления средств материнского капитала.
Для направления средств материнского капитала на оплату образовательных услуг, а также иных расходов, связанных с образованием ребенка, в этом случае необходимо представить следующие документы:
- заявление о распоряжении средствами материнского капитала;
- договор между организацией и лицом, получившим сертификат, включающий в себя обязательства организации по содержанию ребенка (детей) и (или) присмотру и уходу за ребенком (детьми) в организации;
- расчет размера платы за содержание ребенка (детей) и (или) присмотр и уход за ребенком (детьми) в организации.
3. Часть 3 комментируемой статьи определяет, что расходование средств материнского капитала на образование не связывается с личностью конкретного ребенка, в связи с чем можно оплатить образовательные услуги не только для ребенка, после рождения которого появилось право на дополнительные меры государственной поддержки, но и для других детей, имеющихся в семье, в том числе усыновленных.
При этом установлено возрастное ограничение - направление средства материнского капитала на образование возможно до достижения ребенком на момент начала обучения возраста 25 лет.
При этом следует принять во внимание, что к направленным на образование ребенка средствам капитала не применяется налоговый вычет (абзац 5 подп. 2 п. 1 ст. 219 НК).
4. Согласно ч. 4 комментируемого Закона утверждение Правил направления средств материнского капитала на получение образования ребенком (детьми) отнесено к компетенции Правительства РФ.
Как уже было указано выше, Правила направления средств материнского капитала утверждены Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 926.
Данные Правила регламентируют:
- порядок представления документов, необходимых для направления средств материнского капитала на получение образования ребенком (детьми) в любой образовательной организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг, а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы;
- порядок и сроки направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на указанные цели.
По вопросам использования средств (части средств) материнского капитала для оплаты содержания ребенка в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования и (или) основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, Минобрнауки и ПФР были даны разъяснения по реализации положений, содержащихся в п. п. 8(1), 8(2) и 8(3) Правил направления средств материнского капитала (см. письмо ПФР N ЛЧ-28-24/843, Минобрнауки N МД-36/03 от 27 января 2012 г. "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 926").
В заключение отметим, что согласно данным ПФР за 2019 год доля средств материнского капитала, направляемых для оплаты образовательных услуг, составляет всего 10% <6>.
--------------------------------
<6> URL: http://www.pfrf.ru/branches/tambov/news/~2019/04/26/181331 (дата обращения: 01.12.2019).

Вопросы 2019:
Cтраницы 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >> 23 >> 24 >> 25 >> 26 >> 27 >> 28
Реклама:
Счетчики:
Также рекомендуем:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация: