Гражданское право
в вопросах и ответах.
Статья 9. Перевод средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и учет их в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации

Комментарий к статье 9

1. В комментируемой статье устанавливается механизм перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет ПФР для дальнейшего распоряжения средствами лицами, имеющими право на материнский (семейный) капитал и получившими сертификат. Территориальный орган ПФР принимает решение о переводе средств лицу, получившему сертификат, на основании заявления о распоряжении средствами материнского капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с комментируемым Законом.
ПФР, являясь самостоятельным финансово-кредитным учреждением, был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Денежные средства ПФР являются собственностью государства, при этом не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию. Это означает, что денежные средства, поступившие в ПФР и направленные на поддержку семей, имеющих детей, находятся у ПФР на праве оперативного управления.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. При этом согласно п. 1 ст. 120 ГК учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием, в этом случае оно является государственным или муниципальным (п. 2 ст. 120 ГК). ПФР фактически работает как государственное учреждение, но с юридической точки зрения им не является, будучи государственным внебюджетным фондом.
Функциями ПФР является финансирование расходов, связанных с:
- выплатой государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
- выплатой пособий по уходу за ребенком старше полутора лет;
- оказанием органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
- финансовым и материально-техническим обеспечением текущей деятельности ПФР и его органов, а также других мероприятий, связанных с деятельностью ПФР. К ним относится и направление средств материнского капитала на цели, предусмотренные комментируемым Законом.
В ч. 1 комментируемой статьи в качестве основания для перевода средств из федерального бюджета в бюджет ПФР названа заявка ПФР. Форма заявки на перевод средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет ПФР утверждена Приказом Минтруда от 15 июня 2015 г. N 372н.
Заявка составляется ежеквартально до 20-го числа месяца, предшествующего очередному кварталу. Заявка предусматривает разбивку по целевому направлению средств материнского капитала:
- на улучшение жилищных условий;
- получение образования ребенком;
- формирование накопительной пенсии;
- предоставление единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала;
- приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
- предоставление ежемесячной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала.
Также заявка должна содержать количество обращений граждан с заявлениями о направлении средств материнского капитала на цели, указанные в комментируемом Законе, и размер запрашиваемых средств.
Правила перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет ПФР утверждены Постановлением Правительства от 20 июля 2007 г. N 457. Перевод средств из федерального бюджета в бюджет ПФР осуществляется ежеквартально, не позднее 3 рабочих дней с начала соответствующего квартала.
Перевод средств из федерального бюджета в бюджет ПФР осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете Минфину на соответствующий год. Перевод средств осуществляется путем их перечисления со счета органа Федерального казначейства, в котором Минфину открыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета, на счет ПФР, открытый в Центральном банке РФ.
ПФР несет ответственность за правильность расчета объема средств, переводимых из федерального бюджета в бюджет ПФР, и их использования в соответствии с представленной заявкой.
В соответствии с п. 1 ст. 149 БК отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления фондов при формировании бюджетной отчетности и представляются в составе бюджетной отчетности в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности соответствующего государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, для внесения в установленном порядке в Правительство.
Таким образом, одновременно с заявкой на перевод средств из федерального бюджета в бюджет пенсионного фонда ПФР представляет в Минфин отчет о расходовании средств с предоставлением сведений о численности получателей по каждому из направлений использования средств. Форма отчета о расходовании средств материнского (семейного) капитала ПФР согласована с Минфином и утверждена Постановлением Правления ПФР от 11 апреля 2018 г. N 192п.
2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает самые общие правила механизма отражения в бюджете ПФР средств, перечисленных из федерального бюджета в качестве средств для выплаты материнского (семейного) капитала.
В первую очередь устанавливается, что эти средства должны быть отражены в бюджете ПФР. При формировании бюджета ПФР на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств. Бюджет ПФР и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства федеральными законами в порядке, определяемом БК.
В настоящее время действует Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 383-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
В соответствии со ст. 144 БК бюджет ПФР относится к бюджетам государственных внебюджетных фондов. Бюджет ПФР принимается по представлению Правительства в форме федерального закона не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Проект бюджета ПФР должен содержать показатели, характеризующие объем средств пенсионных накоплений, обособленный учет которых ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации, на начало и конец очередного финансового года, включая:
- объем средств резерва ПФР по обязательному пенсионному страхованию;
- объем средств выплатного резерва ПФР;
- объем средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованных лиц, которым ПФР установлена срочная пенсионная выплата.
Бюджет ПФР состоит из доходной и расходной частей.
В качестве доходов БК называет:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
- дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФР;
- недоимки, пени и штрафы по взносам в ПФР;
- доходы от размещения средств ПФР;
- конфискованные денежные средства, полученные в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежные средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений;
- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба и др.
Расходную часть бюджета ПФР составляют:
- выплаты по программе обязательного пенсионного страхования;
- реализация социальных дотаций льготной категории граждан;
- обналичивание сертификата на материнский капитал;
- перечисление средств по программе государственного софинансирования;
- доплаты к пенсиям, чей размер не дотягивает до величины прожиточного минимум.
Обналичить сертификат на материнский капитал в соответствии со ст. ст. 10, 11 и 11.1 комментируемого Закона ПФР может только по заявлению гражданина и на цели улучшения жилищных условий, получения образования ребенком (детьми) или приобретения товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.
Средства федерального бюджета, предназначенные ПФР на цели, установленные комментируемым Законом, переводятся получателю по подразделу "Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов" раздела "Межбюджетные трансферты" классификации расходов бюджетов.
Расходы бюджета ПФР должны осуществляться исключительно на цели, определенные настоящим Федеральным законом. Нецелевое расходование денежных средств ПФР не допускается. В противном случае виновные лица, допустившие указанное нарушение, должны быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством. В частности, законодательство предусматривает меры ответственности за нецелевое использование бюджетных средств в ст. 289 БК и ст. 15.14 КоАП.
При этом важно учитывать, что бюджет ПФР является консолидированным, то есть в его состав включены бюджеты всех его территориальных подразделений. Бюджеты отделений Пенсионного фонда в субъектах РФ являются составной частью консолидированного бюджета ПФР в целом как бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации.
3. Сведения о сертификатах, подтверждающих право на материнский (семейный) капитал, ведутся в специальном регистре, правила ведения которого содержатся в ст. 4 комментируемого Закона. Его ведение также финансируется из бюджета ПФР.
В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи в рамках ПФР осуществляется ряд операций, требующих дополнительных расходов:
- ведение федерального регистра лиц, обладающих правом на дополнительные меры государственной поддержки;
- изготовление и выдача сертификатов на материнский капитал;
- иное обеспечение реализации права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
Указанные расходы поступают из средств федерального бюджета и учитываются в расходной части бюджета ПФР на соответствующий финансовый год.
Бюджетный учет ведется в соответствии с:
- БК;
- Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- Приказом Минфина от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению";
- иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Данные нормативные акты устанавливают единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов (к каковым относится и Пенсионный фонд), территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления и бюджетных учреждениях.
4. Часть 4 комментируемой статьи возлагает на ПФР обязанность по ведению операций ПФР, связанных с зачислением, использованием и расходованием средств материнского (семейного) капитала при исполнении бюджета ПФР.
Исполнение бюджета ПФР по смыслу комментируемой статьи предполагает обеспечение полного и своевременного поступления предусмотренных бюджетом ПФР средств материнского (семейного) капитала и расходование этих средств на цели, указанные в комментируемом Законе.
Порядок ведения указанных операций определяется БК. Операции, связанные с зачислением, использованием и расходованием средств материнского (семейного) капитала при исполнении бюджета ПФР, ведутся на определенных счетах бюджетного учета. Для осуществления учета операций, связанных с исполнением бюджета ПФР, Федеральное казначейство открывает соответствующие счета.
Учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с правилами, установленными бюджетным законодательством РФ в Федеральном казначействе.
В соответствии с налоговым законодательством счета Федерального казначейства - это счета, открытые территориальным органом Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством, а именно в соответствии с Приказом Казначейства России от 17 октября 2016 г. N 21н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства".
В соответствии с п. 2 указанного Порядка орган управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации является участником бюджетного процесса. Здесь же устанавливается порядок открытия счета в Федеральном казначействе, в частности указывается, что лицевые счета открываются клиентам, включенным в Сводный реестр.
Органами Федерального казначейства для учета операций, осуществляемых клиентом в рамках его полномочий, открывается и ведется один лицевой счет каждого вида. Для лицевого счета администратора доходов бюджета, открываемого органу управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, устанавливается код типа бюджета "4".
На лицевом счете территориального органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации отражаются следующие операции:
- кассовые поступления территориального органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации;
- кассовые выплаты территориального органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации;
- доведение предельных объемов финансирования территориальным органом государственного внебюджетного фонда Российской Федерации.
Карточка образцов подписей для открытия органу управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации лицевого счета бюджета подписывается лицом, уполномоченным органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, и скрепляется оттиском его печати на лицевой стороне. Заверение карточки образцов подписей не требуется.
Закрытие лицевых счетов клиентам - участникам бюджетного процесса осуществляется на основании заявления на закрытие лицевого счета. Закрытие лицевых счетов клиента осуществляется после внесения соответствующих изменений в Сводный реестр.
Орган Федерального казначейства по месту обслуживания закрываемого лицевого счета не позднее пятого рабочего дня после внесения изменений в Сводный реестр, являющихся основанием для закрытия лицевого счета клиента, информирует участника бюджетного процесса или ликвидационную комиссию о необходимости представить заявление на закрытие лицевого счета.
Денежные средства, поступившие на счет органа Федерального казначейства после прекращения операций на закрываемом лицевом счете или после закрытия лицевого счета клиента, перечисляются на основании заявки на кассовый расход, оформленной органом Федерального казначейства в соответствии с реквизитами, указанными в заявлении на закрытие лицевого счета, представленном клиентом, а в случае их отсутствия возвращаются отправителю (за исключением закрытия лицевого счета администратора доходов бюджета). После проведения сверки показателей закрываемого лицевого счета администратора доходов бюджета на данном лицевом счете прекращается проведение операций.

Вопросы 2019:
Cтраницы 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >> 23 >> 24 >> 25 >> 26 >> 27 >> 28
Реклама:
Счетчики:
Также рекомендуем:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация: