Гражданское право
в вопросах и ответах.
Статья 8. Порядок рассмотрения заявления о распоряжении

Комментарий к статье 8

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает срок рассмотрения заявления о распоряжении средствами (части средств) материнского (семейного) капитала, который составляет 1 месяц с даты приема заявления. Органом, уполномоченным рассматривать заявления, является территориальный орган ПФР.
Комментируемая норма не содержит оснований, в силу которых территориальный орган ПФР может отказать в приеме заявления, однако исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, закреплен в Административном регламенте предоставления ПФР и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утв. Постановлением Правления ПФР 24 июня 2019 г. N 364п (далее по тексту комментируемой статьи - Административный регламент).
Согласно п. 38 указанного Регламента основанием для отказа в приеме заявления о распоряжении и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является:
а) неустановление личности лица, обратившегося за оказанием услуги:
- непредъявление данным лицом документа, удостоверяющего его личность;
- отказ данного лица предъявить документ, удостоверяющий его личность;
- предъявление документа, удостоверяющего личность, с истекшим сроком действия;
б) неподтверждение полномочий представителя гражданина;
в) несоблюдение установленных условий признания действительности электронной подписи гражданина в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
В иных случаях отказ в приеме заявления о распоряжении и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не допускается.
К заявлению должны быть приложены необходимые для принятия решения документы, перечисленные в ст. 7 комментируемого Закона и также предусмотренные п. п. 18, 20 - 23, 26 Административного регламента. Основания для приостановления предоставления государственной услуги согласно п. 39 вышеназванного Регламента отсутствуют. Поэтому отсутствие какого-либо из требуемых документов может быть основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
В соответствии с п. 18 Регламента вместе с заявлением о распоряжении предоставляются:
1) документы, удостоверяющие личность гражданина;
2) если заявление подается законным представителем, - документы, удостоверяющие полномочия законного представителя, а также документы, удостоверяющие его личность;
3) если заявление подается организацией, на которую возложено исполнение обязанностей опекунов или попечителей, - документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя организации;
4) в случае представления интересов гражданина лицом в силу полномочия, основанного на нотариальной доверенности, - доверенность и документ, удостоверяющий личность представителя. В данном случае предоставления документа, удостоверяющего личность гражданина, интересы которого представляются, не требуется.
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи документы, прилагаемые к заявлению о распоряжении средствами материнского капитала, могут быть направлены в территориальный орган ПФР в виде копий, верность которых должна быть засвидетельствована в установленном порядке.
Порядок свидетельствования верности копий документов и выписок из них нотариусами определен ст. 77 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1.
Если документ не требует нотариального заверения, то согласно Указу Президиума ВС СССР от 4 августа 1983 г. N 9779-X "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан" верность копии документа может быть засвидетельствована подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью.
Важно отметить, что при направлении заявления о распоряжении посредством почтовой связи документ, удостоверяющий личность гражданина, прилагать не нужно. В этом случае установление личности гражданина, а также свидетельствование его подписи на заявлении о распоряжении осуществляется:
- нотариусом или иным лицом в порядке, установленном ст. 80 Основ законодательства РФ о нотариате;
- должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации, если гражданин находится за ее пределами.
Согласно ч. 1 комментируемой статьи по результатам рассмотрения заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала территориальным органом ПФР выносится решение:
- об удовлетворении заявления о распоряжении;
- отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.
Рекомендуемые образцы решений об удовлетворении (отказе в удовлетворении) заявления о распоряжении предусмотрены приложениями N 3, 4 к Регламенту.
Принятое по итогам рассмотрения заявления решение по выбору заявителя может быть представлено в форме документа на бумажном носителе, а также в форме электронного документа, подписанного уполномоченным должностным лицом территориального органа ПФР с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
2. Частью 1.1 комментируемой статьи предусмотрено право ПФР и его территориальных органов осуществлять межведомственные запросы по предоставлению документов (их копий, сведений), не предоставленных заявителем самостоятельно, необходимых для вынесения решения по итогам рассмотрения заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала. ПФР и его территориальные органы правомочны направлять запросы по предоставлению документов:
- в органы, предоставляющие государственные услуги;
- органы, предоставляющие муниципальные услуги;
- иные государственные органы;
- органы местного самоуправления;
- подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые гражданин вправе представить, а также способы их получения гражданином, в том числе в электронной форме, порядок их представления установлены вышеназванным Административным регламентом.
Согласно п. 27 Административного регламента непредставление гражданином документов (сведений), которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Органы и организации, в которые ПФР и его территориальными органами были направлены межведомственные запросы, обязаны их рассмотреть и направить ответы в срок, установленный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Согласно ч. 3 ст. 7.2 названного Закона срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос о представлении документов и информации для предоставления государственной или муниципальной услуги с использованием межведомственного информационного взаимодействия не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган или организацию, предоставляющие документ и информацию, если иные сроки подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не установлены федеральными законами, правовыми актами Правительства и принятыми в соответствии с федеральными законами нормативными правовыми актами субъектов РФ. Поскольку иное не установлено, предоставление ответов по межведомственным запросам ПФР и его территориальных органов должно осуществляться в течение 5 рабочих дней.
3. Часть 1.2 комментируемой статьи закрепляет право территориального органа ПФР осуществлять проверку факта выдачи представленных документов посредством направления запросов в соответствующие органы.
Срок рассмотрения указанных запросов соответствующими органами составляет 14 дней с даты их поступления.
4. Федеральным законом от 18 марта 2019 г. N 37-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" комментируемая статья была дополнена ч. 1.3, нормы которой распространяются на правоотношения, возникающие после 29 марта 2019 г.
Согласно ч. 1.3 комментируемой статьи ПФР и его территориальные органы при поступлении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий направляют запрос в отношении жилого помещения, приобретение которого планируется с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала:
- в органы местного самоуправления;
- органы государственного жилищного надзора;
- органы муниципального жилищного контроля.
Запросы направляются, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, с целью выяснения следующих сведений в отношении жилого помещения:
- о признании данного жилого помещения непригодным для проживания;
- признании многоквартирного дома, в котором находится данное жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Данная информация необходима для осуществления контроля за целевым расходованием средств материнского (семейного) капитала лицами, имеющими право на сертификат.
Однако следует обратить внимание, что запросы сведений в отношении жилого помещения, приобретение которого планируется с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направляются ПФР и его территориальными органами только по заявлениям о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, которые поступили после 29 марта 2019 г.
5. Часть 2 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала.
В качестве таких оснований указаны:
1) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки.
Основания для прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки указаны в ч. ч. 3, 4 и 6 ст. 3 комментируемого Закона:
- смерть заявителя-матери (отца или ребенка, имевших право на обращение для получения материнского капитала после смерти матери);
- объявление умершей заявителя-матери (отца или ребенка, имевших право на обращение для получения материнского капитала после смерти матери);
- лишение заявителя (матери или отца) родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;
- совершение заявителем (матерью или отцом) в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности;
- отмена усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;
2) нарушение установленного порядка подачи заявления о распоряжении средствами материнского капитала.
Нарушением установленного порядка подачи заявления о распоряжении средствами материнского капитала будет считаться предоставление недостоверных сведений, отсутствие обязательных сведений, предоставление ненадлежащим образом заверенных копий;
3) указание в заявлении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного комментируемым Законом.
Комментируемый Закон строго определяет допустимые варианты использования средств материнского (семейного) капитала, в том числе:
- улучшение жилищных условий;
- получение образования ребенком детьми;
- формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона;
- приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
- получение ежемесячной выплаты в соответствии с ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
В случае указания иных вариантов использования ПФР выносит решение об отказе в удовлетворении заявления.
Пример: П. 16 июля 2018 г. обратилась в УПФР в Центральном районе Санкт-Петербурга (далее - Управление) с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и направлении этих средств в размере 453 026 рублей на погашение основного долга по договору займа на приобретение жилья, заключенному с иной организацией.
Уведомлением об отказе в удовлетворении заявления от 6 августа 2018 г. N 26 истцу сообщено о принятии решения об отказе в удовлетворении заявления и направлении средств материнского капитала на погашение основного долга по договору займа на сумму 453 026 рублей, заключенному с иной организацией в целях приобретения жилья. По мнению Управления, в данном случае имело место нарушение установленного порядка подачи заявления о распоряжении средствами материнского капитала, что подтверждает расхождение дат в договоре купли-продажи и договоре займа.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского, рассмотрев апелляционную жалобу П. на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 ноября 2018 г., посчитала данные выводы суда обоснованными, постановленными при правильной оценке представленных по делу доказательств (см. подробнее Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 2 апреля 2019 г. N 33-6928/2019 г. по делу N 2-2433/2018);
4) указание в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, которым вправе распорядиться лицо, подавшее соответствующее заявление.
Как было указано ранее, размер материнского капитала на 2020 г. составляет 466 617 рублей (см. комментарий к ст. 6). Соответственно, если заявитель в заявлении о распоряжении указал сумму больше установленной законом либо ранее использовал часть средств и указал в заявлении оставшуюся сумму, превышающую остаток (например, по причине арифметической ошибки), то ПФР также отказывает в удовлетворении заявления.
В целях предотвращения совершения такого рода ошибок целесообразно до подачи заявления о распоряжении оставшейся частью средств материнского (семейного) капитала обратиться в территориальный орган ПФР с запросом о размере оставшейся части средств материнского (семейного) капитала (см. комментарий к ч. 4 ст. 6);
5) ограничение заявителя в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом. Это условие действует до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке.
Ограничение в родительских правах родителей несовершеннолетних согласно ст. 73 СК допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).
С учетом п. 1 ст. 74 СК родители, родительские права которых ограничены судом, утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Таким образом, если судом выносится решение об ограничении родителя в родительских правах в отношении ребенка, с рождением которого у него возникло право на материнский (семейный) капитал, то автоматически ограничивается его право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала;
6) отобрание ребенка, в связи с рождением которого у заявителя возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в порядке, предусмотренном СК (на период отобрания ребенка).
Основания и правовые последствия отобрания ребенка предусмотрены в ст. 77 СК. Данным правомочием наделены органы опеки и попечительства в случаях, когда имеется непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью. Данная мера применима в отношении как родителей, так и других законных представителей, на попечении которых ребенок находится.
Отобрание ребенка оформляется актом органа опеки и попечительства, после чего незамедлительно информируется прокурор и обеспечивается временное устройство ребенка (например, под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в семью его близких родственников и др.). Кроме того, в случае отобрания ребенка в соответствии со ст. 77 СК орган опеки и попечительства обязан в течение 7 дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав;
7) несоответствие организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным ч. 7 ст. 10 комментируемого Закона, а также несоблюдение условия, установленного ч. 8 ст. 10 комментируемого Закона.
С учетом ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 128-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" действие положений данного пункта распространяется только на лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки и заключивших договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения после дня вступления в силу, то есть после 1 января 2007 г.
Правовая оценка действий территориальных органов ПФР по рассмотрению заявлений о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала дана в многочисленных судебных актах, выносимых по искам лиц, получивших сертификаты на материнский (семейный) капитал, и несогласных с отказами в удовлетворении их заявлений (см., например, Апелляционное определение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 4 мая 2016 г. N 33-722/2016, Апелляционное определение Воронежского областного суда от 24 мая 2016 г. по делу N 33-3560/2016, Апелляционное определение Липецкого областного суда от 21 января 2015 г. по делу N 33-52/2015 и др.);
8) наличие информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Данное основание внесено в комментируемую статью в соответствии с Федеральным законом от 18 марта 2019 г. N 37-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и распространяется на правоотношения, возникающие только после 29 марта 2019 г.
Однако территориальными органами ПФР и ранее принимались решения об отказе в удовлетворении заявлений о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала из-за непригодности для проживания жилых помещений, для приобретения которых заявителями предусматривались средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
Пример: Б. обратилась в суд к ГУ УПФР с иском о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала и обязании направить средства материнского капитала на погашение долга по договору займа. В обоснование указала, что ГУ УПФ РФ принято решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, с указанием на непригодность для проживания приобретенного жилого помещения. С указанным решением Б. не согласна, поскольку доказательств непригодности спорного жилого помещения для проживания не имеется. Она получила заключение организации, в котором говорится, что указанный жилой дом пригоден для постоянного проживания граждан.
Решением Калачинского городского суда Омской области требования Б. к ГУ УПФР были удовлетворены. При рассмотрении апелляционной жалобы Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда посчитала, что решение суда первой инстанции подробно мотивировано, основано на материалах дела, требованиях закона, оснований для признания его неправильными у судебной коллегии не имелось, поскольку в рассматриваемом случае отказ ГУ УПФР в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного капитала) не являлся обоснованным (см. подробнее Апелляционное определение Омского областного суда от 13 января 2016 г. N 33-177/2016).
6. Часть 3 комментируемой статьи определяет, что не позднее чем через 5 дней с даты вынесения соответствующего решения (об удовлетворении заявления либо об отказе в удовлетворении) территориальный орган ПФР обязан направить в адрес лица, подавшего заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, уведомление.
Если заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала направлялось через МФЦ, то указанное уведомление также направляется в МФЦ.
Согласно подп. "в" п. 82 Административного регламента уведомление о принятом решении направляется по адресу, указанному гражданином в заявлении о распоряжении, почтовым отправлением.
Рекомендуемые образцы уведомлений о принятом решении предусмотрены приложениями N 5 и N 6 к Административному регламенту.
7. Часть 4 комментируемой статьи закрепляет положение о том, что уведомление об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала должно быть мотивированным, то есть в уведомлении должны быть изложены основания, в силу которых не представилось возможным принять положительное решение.
Подробнее об основаниях для отказа в удовлетворении заявления см. комментарий к ч. 2 настоящей статьи.
8. Согласно ч. 5 комментируемой статьи уведомление заявителей производится территориальным органом ПФР в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления. Как правило, данный факт подтверждается посредством направления уведомления заказным письмом.
Приказом ФГУП "Почта России" от 7 марта 2019 г. N 98-п "Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений" определено, что почтовое отправление с уведомлением о вручении - регистрируемое почтовое отправление, при подаче которого отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление.
Исходя из п. 12 Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22 апреля 1992 г., к заказным почтовым отправлениям относятся письма, почтовые карточки, бандероли, в приеме которых отправителям выдаются квитанции, а в местах назначения они вручаются адресатам под расписку.
9. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает досудебный и судебный порядок обжалования решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.
Пунктом 109 Регламента определено, что в досудебном порядке гражданин вправе обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в следующие органы:
- в ПФР - на решение и (или) действия (бездействие) руководителя структурного подразделения ПФР, ответственного за предоставление государственной услуги, руководителя территориального органа ПФР;
- в вышестоящий территориальный орган ПФР - на решение и (или) действия (бездействие) руководителя и (или) должностного лица нижестоящего территориального органа ПФР;
- к руководителю территориального органа ПФР - на решение и (или) действия (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР;
- к руководителю МФЦ - на решения и действия (бездействие) работника многофункционального центра;
- в соответствующий орган государственной власти (орган местного самоуправления) публично-правового образования, являющийся учредителем МФЦ или к должностному лицу, уполномоченному нормативным правовым актом субъекта РФ, - на решения и действия (бездействие) МФЦ.
Информация о порядке подачи и рассмотрения жалобы должна размещаться:
- на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг;
- сайте ПФР;
- едином портале "Госуслуги".
Также информация может предоставляться в устной форме по телефону, на личном приеме либо в письменной форме почтовым отправлением или электронным сообщением по адресу, указанному гражданином.
Порядок досудебного обжалования решений и действий (бездействия) территориального органа ПФР, а также его должностных лиц регулируется:
- Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
- Постановлением Правительства от 16 августа 2012 г. N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников";
- Постановлением Правительства от 20 ноября 2012 г. N 1198 "О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг".
Оспаривание решения ПФР в суде осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС.
10. Часть 7 комментируемой статьи определяет, что в случае удовлетворения заявления о распоряжении средствами материнского капитала территориальный орган ПФР обеспечивает перевод средств материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством.
В настоящее время действуют:
- Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утв. Постановлением Правительства от 12 декабря 2007 г. N 862. Разъяснение порядка применения данных Правил возложено на Минстрой по согласованию с Минтруда и Минфином;
- Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг, утв. Постановлением Правительства от 30 апреля 2016 г. N 380;
- Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утв. Постановлением Правительства от 24 декабря 2007 г. N 926.

Вопросы 2019:
Cтраницы 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >> 23 >> 24 >> 25 >> 26 >> 27 >> 28
Реклама:
Счетчики:
Также рекомендуем:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация: