Гражданское право
в вопросах и ответах.
Дебетовая карта бесплатно, банк не под санкциями
Вопросы и ответы связанные с гражданами (физическими лицами) Страница 17
Cтраницы 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >> 23 >> 24 >> 25 >> 26 >> 27 >> 28
Вопрос: Обязан ли банк (в том числе филиалы и операционные офисы банка) подавать отчетность органам Росстата по утвержденным им формам?
Каким образом возможно получение информации о списке форм статистического наблюдения, подаваемых банками?
Обязан ли банк подавать в органы Росстата бухгалтерскую (финансовую) отчетность, аудиторское заключение по ней на основании положений ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"?

Ответ: Банк обязан представлять в территориальные органы Росстата первичные статистические данные по определенным Росстатом формам с учетом требований ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ).
Специальный список форм статистического наблюдения, представляемых кредитными организациями субъектам федерального статистического наблюдения, Росстатом не формируется. Информация о формах актуального статистического инструментария предоставлена на официальном сайте Росстата.
Считаем, что Банк обязан исполнять требования ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) по представлению в указанные сроки территориальному органу Росстата годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности с аудиторским заключением о ней.
Однако рекомендуем банку обратиться в органы Росстата по месту своего учета за разъяснениями о перечне форм федерального статистического наблюдения, обязательных к представлению кредитными организациями.

Обоснование: С целью создания правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах, в РФ принят Закон N 282-ФЗ.
Статьей 2 Закона N 282-ФЗ установлены основные понятия, используемые в Законе N 282-ФЗ. В частности, официальный статистический учет определен как деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации (п. 1). Субъектами официального статистического учета являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Банк России, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством РФ (п. 4).
На основании ч. 5 ст. 5 Закона N 282-ФЗ официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ, который разрабатывается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти совместно с субъектами официального статистического учета и утверждается Правительством РФ, и содержит, как закреплено ч. 6 ст. 5 Закона N 282-ФЗ, перечни субъектов официального статистического учета и выполняемых ими работ по формированию официальной статистической информации с указанием периодичности выполнения каждой работы, уровня агрегирования официальной статистической информации, группировки этой информации согласно классификационным признакам и сроков ее предоставления пользователям официальной статистической информацией или распространения.
В целях формирования официальной статистической информации субъекты официального статистического учета, как это предусмотрено ч. 9 ст. 5 Закона N 282-ФЗ, в целях формирования официальной статистической информации, получают от респондентов первичные статистические данные и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, сведения, отнесенные к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, и обеспечивают ее защиту в соответствии с законодательством РФ об этих категориях информации ограниченного доступа.
Федеральное статистическое наблюдение, то есть сбор первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета, проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории РФ юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций, граждане РФ, находящиеся на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории РФ. Это предусмотрено ч. 2 ст. 6 Закона N 282-ФЗ.
Сбор первичных статистических данных, как предусмотрено ч. 3 ст. 6 Закона N 282-ФЗ, осуществляется по формам федерального статистического наблюдения, которые, наряду с указаниями по их заполнению, утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Частью 6 ст. 8 Закона N 282-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, имеющие обособленные подразделения, представляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.
Условия представления респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определены Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620. Пунктом 3 указанного Положения закреплено, что первичные статистические данные представляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории РФ юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории РФ иностранных организаций.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420 (далее - Положение N 420), Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ, а также в порядке и случаях, установленных законодательством РФ, по контролю в сфере официального статистического учета. То есть Росстат является субъектом официального статистического учета, формирующим статистическую информацию по ряду общественных процессов в РФ. В силу пп. 5.5 Положения N 420 полномочия, осуществляемые Росстатом, включают, в числе прочих, утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Из вышеизложенного, по нашему мнению, следует, что банк обязан представлять в территориальные органы Росстата первичные статистические данные по определенным Росстатом формам с учетом требований ч. 6 ст. 8 Закона N 282-ФЗ.
По информации, имеющейся у консультантов, специальный список форм статистического наблюдения, представляемых кредитными организациями субъектам федерального статистического наблюдения, Росстатом не формируется.
Информация о формах актуального статистического инструментария, представляемых респондентами (в том числе являющимися кредитными организациями), представлена на официальном сайте Росстата http://www.gks.ru/. Официально статистические инструментарии по различным общественным процессам утверждены Росстатом, например Приказами Росстата от 04.09.2014 N 547 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий" и от 24.09.2014 N 580 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий". В указанных документах определены формы федерального статистического наблюдения и порядок их заполнения. В составе каждой из форм содержится информация о характеристиках респондентов, обязанных представлять соответствующую форму.
Обращаем внимание банка на то, что пп. 6.3 Положения N 420 закреплено право Росстата давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
Таким образом, банк вправе обратиться в органы Росстата по месту своего учета за разъяснениями о перечне форм федерального статистического наблюдения, обязательных к представлению кредитными организациями.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 18 Закона N 402-ФЗ, экономические субъекты, обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, за исключением организаций государственного сектора и Банка России, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. Частью 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ дополнительно установлено, что при представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Согласно ст. 43 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация составляет и представляет в Банк России отчетность о своей деятельности по формам, в порядке и сроки, которые устанавливаются Банком России. В соответствии с п. 5.1 разд. 5 ч. III Приложения к Положению о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (утв. Банком России 16.07.2012 N 385-П), бухгалтерская отчетность представляется кредитными организациями в объеме, порядке и сроки, которые установлены отдельными нормативными актами Банка России.
Поскольку нормативными документами Банка России установлена обязанность по составлению и представлению кредитными организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности, считаем, что банк обязан исполнять требования ст. 18 Закона N 402-ФЗ по представлению в указанные сроки территориальному органу Росстата годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности с аудиторским заключением о ней.

Аудиторско-консультационная группа
"Коллегия Налоговых Консультантов"
25.06.2015



Безымянная страница
Вопросы 2021:
Вопросы 2019:
Реклама:
Дебетовая карта бесплатно, банк не под санкциями
Счетчики:
Также рекомендуем:
Вопросы гражданского права:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация: