Гражданское право
в вопросах и ответах.
Вопросы и ответы связанные с гражданами (физическими лицами) Страница 12
Cтраницы 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >> 23 >> 24 >> 25 >> 26 >> 27 >> 28
Вопрос: Организация приобрела несамоходные земснаряды для осуществления работ по расчистке дна и дноуглубительных работ на внутренних водных путях России (вместимостью менее 80 т) в некоммерческих целях. Облагаются ли земснаряды транспортным налогом?

Ответ: С учетом судебной практики организация, которая приобрела земснаряды для осуществления работ по расчистке дна и дноуглубительных работ на внутренних водных путях России, обязана уплачивать транспортный налог.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 358 НК РФ предусмотрен перечень объектов, не подлежащих налогообложению. Такой вид транспортного средства, как земснаряд, в данном перечне не поименован.
В силу ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено этой статьей.
Из смысла приведенных норм следует, что судно признается объектом налогообложения, если оно подлежит государственной регистрации.
В НК РФ не дано определения понятия "несамоходное (буксируемое судно) водное транспортное средство".
В соответствии с положениями п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
При этом под судоходством (ст. 3 КВВТ РФ) понимается деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей.
Таким образом, под судоходством понимается в том числе деятельность по содержанию внутренних водных путей, в том числе с помощью несамоходных плавучих сооружений, используемых в качестве проживания работников (брандвахты) и для осуществления строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ (плавучая землечерпательная техника, плавучие краны, иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения).
Кроме того, в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, земснаряды речные отнесены к судам техническим самоходным речным, земснаряды несамоходные речные - к судам и плавсредствам техническим и вспомогательным несамоходным речным, при этом те и другие - к общему коду 150000000 "Средства транспортные".
На основании ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей. Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов.
На основании абз. 2 п. 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России от 29.06.2005 N 500 (далее - Правила регистрации маломерных судов), государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 т с главными двигателями мощностью менее 55 кВт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 т (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река - море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 кг, байдарок - менее 150 кг и надувных безмоторных судов - менее 225 кг), эксплуатируемые во внутренних водах.
Перечень исключений, приведенный в данной норме, является исчерпывающим.
В соответствии с п. 12 Правил регистрации маломерных судов физические и юридические лица представляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию маломерных судов, - ГИМС ГУ МЧС России, документы для государственной регистрации принадлежащих им маломерных судов независимо от их технического состояния в течение месяца со дня приобретения ранее незарегистрированных судов, таможенного оформления приобретенных за пределами Российской Федерации судов, первичного технического освидетельствования судов индивидуальной постройки, а для повторной государственной регистрации судов - в течение двух недель со дня возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Поскольку земснаряды не упомянуты в перечне исключений, приведенных в абз. 2 п. 2 Правил регистрации маломерных судов (в числе судов, не подлежащих регистрации), при таких обстоятельствах они отвечают признакам, необходимым для отнесения к объектам налогообложения по транспортному налогу.
Данный вывод подтверждается судебной практикой.
Так, Арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 10.02.2016 N Ф09-11766/15 по делу N А76-14039/2015 отклонил доводы предприятия о том, что спорные плавучие объекты (в том числе земснаряды) не используются в целях судоходства, не имеют двигателя, парусов, рулевого и навигационного оборудования, ходовых и сигнальных огней, каких-либо иных приспособлений, а также иных признаков, позволяющих отнести данные объекты к маломерным судам, используемым для перевозки людей и грузов, поэтому техника не подлежит регистрации в органах государственного технического надзора и, следовательно, не является объектом налогообложения по транспортному налогу.
Суд исходил из того, что неисполнение обязанности по государственной регистрации транспортных средств не влечет исключения данных транспортных средств из числа объектов налогообложения по транспортному налогу, при этом нормы налогового законодательства, устанавливающие объект налогообложения по транспортному налогу, рассчитаны на добросовестного налогоплательщика, исполняющего обязанности по государственной регистрации транспортных средств. Положительные последствия в виде отсутствия обязанности по уплате транспортного налога невозможны для недобросовестного налогоплательщика.
Кроме того, в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 по делу N А75-1273/2015 отмечено: является правомерным вывод суда о том, что для перечисленных несамоходных судов (в том числе земснарядов) определена валовая вместимость, в связи с чем исчисление транспортного налога для таких средств исходя из единицы транспортного средства необоснованно.
Таким образом, поскольку земснаряды подлежат государственной регистрации, в силу этого обстоятельства они признаются объектами налогообложения по транспортному налогу, а организация - плательщиком транспортного налога по данным транспортным средствам. Уклонение организации от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает ее от уплаты транспортного налога.

М.И.Дедусова
Консалтинговая группа "ТаксАртГрупп"
05.05.2016



Вопросы 2019:
Cтраницы 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >> 23 >> 24 >> 25 >> 26 >> 27 >> 28
Реклама:
Счетчики:
Также рекомендуем:
Вопросы гражданского права:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация: