Гражданское право
в вопросах и ответах.
Вопросы и ответы связанные с гражданами (физическими лицами) Страница 12
Cтраницы 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >> 23 >> 24 >> 25 >> 26 >> 27 >> 28
Вопрос: ООО (деятельность ведется менее трех месяцев со дня регистрации) внесло в кассу банка на свой банковский счет через инкассатора - работника специализированной инкассаторской организации, с которой заключило договор об оказании услуг по инкассации и хранению ценных вещей и наличных средств, выручку от оказания платных услуг в сумме, превышающей 600 000 руб. Кого банк должен указать в блоке У1 "Сведения о представителе лица, совершающего операцию с денежными средствами" по коду 4005 при направлении сообщения в Росфинмониторинг (инкассатора или инкассаторскую организацию)?

Ответ: В ситуации, когда ООО внесло в кассу банка на свой банковский счет через инкассатора - работника специализированной инкассаторской организации, с которой заключило договор об оказании услуг по инкассации и хранению ценных вещей и наличных средств, выручку от оказания платных услуг в сумме, превышающей 600 000 руб., при направлении сообщения в Росфинмониторинг в блоке У1 "Сведения о представителе лица, совершающего операцию с денежными средствами" по коду 4005 банк должен указать в качестве представителя клиента инкассаторскую организацию, а не инкассатора.

Обоснование: Согласно п. 5 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, равно как и кассовое обслуживание физических и юридических лиц, являются банковскими операциями.
В соответствии с п. 1.5 Положения о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации (утв. Банком России 24.04.2008 N 318-П) кредитные организации либо внутренние структурные подразделения кредитной организации (далее - ВСП) могут осуществлять инкассацию наличных денег, то есть сбор, доставку наличных денег клиентов в кредитную организацию, ВСП, в том числе сданных клиентами через автоматические сейфы, для зачисления их сумм на банковские счета.
Операции по приему наличных денег от организаций в кредитной организации для зачисления сумм принятых наличных денег на банковские счета этих организаций, от физических лиц - на их банковские счета, счета по вкладам (выдаче наличных денег со списанием сумм выданных наличных денег организациям с банковских счетов этих организаций, физическим лицам - с их банковских счетов, счетов по вкладам) являются кассовым обслуживанием клиентов.
Инкассацию денежных средств, а также кассовые операции вправе совершать либо банки, либо расчетные небанковские кредитные организации (Приложения 6, 7, 9 и 18 к Инструкции Банка России от 02.04.2010 N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций"). Также операции по инкассации денежных средств, платежных и расчетных операций осуществляет Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Банка России (см. официальный сайт http://www.rosinkas.ru/).
Непосредственно инкассацию наличных денег осуществляют инкассаторские работники - сотрудники банка либо инкассаторской организации, созданной в форме расчетной небанковской кредитной организации, банка либо ВСП Банка России.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон) операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, в случае если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия, подлежат обязательному контролю.
В соответствии с Перечнем видов операций, сведения о которых представляются в уполномоченный орган (Приложение N 8 к Положению о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утв. Банком России 29.08.2008 N 321-П)), по коду 4005 в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) представляется информация о зачислении на счет (вклад) или списании денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации.
При формировании записи, содержащей сведения об операции, подлежащей обязательному контролю, указываются сведения о представителе лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом, поверенном, агенте, комиссионере, доверительном управляющем, действующем от имени лица, совершающего операцию, или в его интересах или за его счет в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (п. 2 Приложения 3 к Положению Банка России N 321-П).
В целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) представителем клиента является лицо (включая единоличный исполнительный орган юридического лица), при совершении операции действующее от имени и в интересах или за счет клиента, полномочия которого основаны на доверенности, договоре, акте уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, законе (п. 1.1 Положения об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 15.10.2015 N 499-П)).
В Письме от 17.03.2011 N 12-1-5/382 "О применении Федерального закона N 115-ФЗ" Банк России в ответ на запрос Ассоциации российских банков от 01.12.2010 N А-02/5-912 "Об идентификации кредитной организацией представителя клиента в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 176-ФЗ" разъяснил: для признания лица представителем клиента, его права по снятию/зачислению денежных средств со/на счета юридического лица, передаче в банк расчетных документов или распоряжений на осуществление операций/сделок по счету клиента, то есть права на совершение действий, в результате которых в дальнейшем будут совершаться операции по счету клиента - юридического лица, должны быть подтверждены в том числе доверенностью или договором. Таким образом, представителем клиента может быть признано только лицо, непосредственно совершающее операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет физического или юридического лица, полномочия которого подтверждены доверенностью, договором, законом либо актом уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
При отсутствии у такого лица надлежащих полномочий (соответственно, доверенности, договора, закона и прочего) работник юридического лица, осуществляющий взнос наличных денежных средств данного юридического лица для зачисления на его счет в кредитной организации либо получающий наличные деньги со счета, принадлежащего этому юридическому лицу, формально не является представителем юридического лица и может рассматриваться в качестве лица, находящегося на обслуживании в кредитной организации (клиента), которое должно быть идентифицировано в силу пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона (см. Информационное письмо Банка России от 31.03.2011 N 18 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России").
Инкассатор является работником инкассаторской организации, связан с ней трудовым соглашением (контрактом) и не имеет непосредственных договорных отношений с клиентом, на чей банковский счет он осуществляет зачисление денежных средств. Доверенности или иного какого-либо распоряжения от клиента на совершение данных операций у него также не имеется. Таким образом, инкассатор не может являться представителем клиента.
Специализированная инкассаторская организация заключила с ООО (клиентом банка) договор об оказании услуг по инкассации и хранению ценных вещей и наличных средств, в соответствии с которым инкассаторская организация осуществляет доставку в банк денежных средств и зачисление их на банковский счет клиента. Соответственно, полномочия инкассаторской организации на совершение банковской операции по счету клиента - юридического лица вытекают из заключенного между ней и клиентом договора об оказании услуг по инкассации и хранению ценных вещей и наличных средств. Таким образом, инкассаторская организация является представителем клиента в целях ПОД/ФТ и именно ее банк должен указать в блоке У1 "Сведения о представителе лица, совершающего операцию с денежными средствами" по коду 4005 при направлении сообщения в Росфинмониторинг.

Д.Г.Алексеева
Московский государственный
юридический университет
имени О.Е.Кутафина
12.05.2016



Вопросы 2019:
Cтраницы 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >> 23 >> 24 >> 25 >> 26 >> 27 >> 28
Реклама:
Счетчики:
Также рекомендуем:
Вопросы гражданского права:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация: