Гражданское право
в вопросах и ответах.
Вопросы и ответы связанные с гражданами (физическими лицами) Страница 12
Cтраницы 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >> 23 >> 24 >> 25 >> 26 >> 27 >> 28
Вопрос: В торговой организации возникла ситуация, когда гражданин сдает товар, который не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеется чек, 14 дней с момента передачи товара еще не прошло. Однако выяснилось, что человек, который оплатил товар банковской картой, отсутствует. Гражданин требует вернуть деньги на свою банковскую карту или выдать наличные. Вправе ли торговая организация исполнить его требования?

Ответ: При возврате товара, оплаченного платежной картой, возврат денежных средств осуществляется на основании квитанции о возврате только безналичным путем. Возможность либо невозможность возврата денежных средств за товар лицу, которое данный товар не оплачивало, может следовать из условий договора, заключенного между банком и организацией, и внутрибанковских правил. Так, например, договором может быть предусмотрено, что возврат осуществляется только лицу, оплатившему покупку.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 502 Гражданского кодекса РФ покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.
Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.
Наряду с этим п. 8 гл. 2 ГОСТ Р 51303-2013 "Национальный стандарт РФ. Торговля. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, определено, что покупатель (приобретатель) - это физическое или юридическое лицо, приобретающее, заказывающее или имеющее намерение приобрести или заказать товары и услуги.
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").
При этом УФНС России по г. Москве в Письме от 15.09.2008 N 22-12/087134 пояснило, что, если покупатель, расплатившийся платежной картой, вернул товар, возврат денежных средств осуществляется на основании квитанции о возврате безналичным путем на карточку держателя при предъявлении кассового чека и платежной карты.
В соответствии с п. 2 Письма Банка России от 01.08.2011 N 112-Т "О возврате денежных средств за товар (услугу), ранее оплаченный с использованием платежной карты" кредитные организации (эмитенты и эквайреры) определяют во внутрибанковских правилах порядок возврата денежных средств физическому лицу - держателю платежной карты при возврате им товара (отказе от услуги) в ТСП, ранее оплаченного с использованием платежной карты, в том числе в случае, когда у физического лица отсутствует возможность предоставления в ТСП платежной карты, с использованием которой ранее была совершена оплата данного товара (услуги) (например, в случае утраты платежной карты, смены номера платежной карты при ее перевыпуске, закрытия банковского счета, открытого для совершения операций с использованием банковской карты и т.д.).
В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 N 13АП-12864/2015 указано, что, если оплата товара произведена потребителем с использованием банковской карты, согласно действующему законодательству возврат денежных средств в этом случае может быть произведен только на счет покупателя.
Таким образом, если оплата товара произведена потребителем с использованием банковской карты, согласно действующему законодательству возврат денежных средств в этом случае может быть произведен только на счет покупателя.
Что касается обращения за возвратом денежных средств за товар лица, которое данный товар не оплачивало, то возможность либо невозможность подобного возврата может следовать из условий договора, заключенного между банком и организацией, и внутрибанковских правил. Так, например, договором может быть предусмотрено, что возврат осуществляется только лицу, оплатившему покупку.

С.Ю.Сидоркина
ООО "ИК Ю-Софт"
Региональный информационный центр

13.05.2016



Вопросы 2019:
Cтраницы 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >> 23 >> 24 >> 25 >> 26 >> 27 >> 28
Реклама:
Счетчики:
Также рекомендуем:
Вопросы гражданского права:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация: