Гражданское право
в вопросах и ответах.
Вопросы и ответы связанные с гражданами (физическими лицами) страница 10
Cтраницы 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >> 23 >> 24 >> 25 >> 26 >> 27 >> 28
Вопрос: В собственности организации находится здание, которое является выявленным объектом культурного наследия. Охранное обязательство выдано КГИОП в 2011 г. В 2015 г. организация в качестве заказчика заключила договор строительного подряда, согласно условиям которого подрядчик обязуется выполнить комплекс ремонтных работ, которые будут затрагивать элементы здания, являющиеся предметом охраны объекта культурного наследия. В связи с тем что на дату заключения договора справка об отнесении здания к объектам культурного наследия заказчиком не получена, подрядчик установил цену договора с учетом НДС.
Возникают ли у заказчика неблагоприятные налоговые последствия в связи с тем, что до получения справки, указанной в пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, подрядчик определяет стоимость ремонтных работ с учетом НДС?

Ответ: Налоговые органы вправе отказать заказчику ремонтных работ по выявленному объекту культурного наследия в вычете НДС, предъявленного подрядчиками.

Обоснование: В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, проведенные в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающие в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
Реализация указанных работ (услуг) освобождается от налогообложения при представлении в налоговые органы следующих документов:
- справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или справки об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Законом N 73-ФЗ (далее - справка);
- копии договора о выполнении указанных работ.
Кроме того, согласно п. 6 ст. 149 НК РФ указанные операции не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для подтверждения правомерности освобождения от НДС ремонтных работ на объекте культурного наследия налогоплательщик по запросу налогового органа должен будет представить справку, копию договора подряда и копию лицензии, выданной строительной организации на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (п. 48 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Вместе с тем вышесказанное не означает, что до момента представления заказчиком указанной справки в адрес подрядчика определение цены договора с учетом НДС исключает риск налогового спора.
Согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Освобождение от налогообложения НДС работ по сохранению памятников культурного наследия предусмотрено п. 2 ст. 149 НК РФ. Следовательно, по своему усмотрению налогоплательщики не вправе отказаться от такого освобождения.
По мнению Минфина России, счета-фактуры, выставленные по работам, освобождаемым от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, с указанием сумм налога на добавленную стоимость, являются составленными с нарушением действующего порядка. Поэтому суммы налога на добавленную стоимость, указанные в таких счетах-фактурах, к вычету не принимаются (Письмо Минфина России от 18.11.2013 N 03-07-11/49526).
Судебная практика свидетельствует о том, что при проверках налоговые органы руководствуются позицией Минфина России и в аналогичных ситуациях отказывают заказчикам в вычете НДС.
Анализ судебной практики показал, что суды в подобных случаях поддерживают налоговые органы.
Так, причиной спора, рассмотренного в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.09.2015 по делу N А56-66597/2014 (Определением Верховного Суда РФ от 03.03.2016 N 307-КГ15-16650 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ), послужило включение налогоплательщиком в состав налоговых вычетов сумм НДС, предъявленных подрядчиками по строительно-монтажным работам, связанным с приспособлением объекта культурного наследия под гостиницу.
По мнению налогового органа, поскольку ремонтно-реставрационные работы проводились обществом на объекте культурного наследия, налогоплательщик был обязан при заключении договоров подряда на выполнение работ указывать стоимость работ без НДС.
Как указал суд, соглашаясь с выводом налогового органа, налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, не вправе в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ отказываться от освобождения таких операций от налогообложения.
Налогоплательщик не вправе произвольно по своему усмотрению применять установленные налоговым законодательством ставки в отношении операций, которые в силу прямого указания закона не являются объектом обложения НДС.
Общество располагало информацией о том, что спорное здание является объектом культурного наследия регионального значения.
Налогоплательщиком получено охранное обязательство, выданное КГИОП, согласно которому общество обязалось обеспечить сохранность объекта культурного наследия регионального значения и было уведомлено о том, что основанием отнесения памятника к числу объектов культурного наследия является распоряжение КГИОП, а основанием для заключения охранного обязательства на памятник - инвестиционный договор, а также акт осмотра технического состояния объекта культурного наследия регионального значения.
Таким образом, общество располагало соответствующей информацией о данных обстоятельствах, а потому им неправомерно включено в контракт, в рамках которого осуществлялась деятельность по приспособлению объекта под современное использование, такое условие, как выполнение подрядных работ с НДС. Отметим, что справка КГИОП об отнесении спорного здания к объектам культурного наследия, имеющаяся в материалах дела, была получена по запросу налогового органа в ходе проведения камеральной проверки. Тот факт, что на момент проведения подрядных работ стороны договора не располагали указанной справкой, суд не принял во внимание.
Аналогичные выводы содержатся и в других судебных решениях:
- Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.05.2016 N Ф07-2113/2016 по делу N А56-39695/2015:
общество и его контрагенты располагали информацией о том, что указанное здание является объектом культурного наследия, в связи с этим работы на спорном объекте в силу пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС (не являются объектами обложения названным налогом), а значит, выставление счетов-фактур с выделенным НДС (по ставке 18%) неправомерно, как и заявленные по ним налоговые вычеты из бюджета.
Таким образом, суд кассационной инстанции посчитал правомерными выводы судов обеих инстанций о том, что, поскольку здание является объектом культурного наследия, в силу прямого указания закона (пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ) произведенные на нем спорные работы не образуют объекта обложения НДС, а следовательно, отсутствуют правовые основания для предъявления по неправильно оформленным документам налоговых вычетов по этим операциям;
- Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.03.2016 N Ф07-553/2016 по делу N А56-32358/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 13.07.2016 N 307-КГ16-7899 отказано в передаче дела N А56-32358/2015 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления):
проанализировав условия инвестиционного договора, а также основания его заключения, принимая во внимание наличие у налогоплательщика охранного обязательства и выданного КГИОП разрешения на строительство, суды сделали правильный вывод о том, что общество знало и не могло не знать о том, что спорный объект, который принадлежит обществу на праве собственности и на который им получено разрешение на осуществление работ по приспособлению для современного использования (реконструкции) под гостиницу спорного здания без изменения предмета охраны, для осуществления которых обществом приобретались спорные товары (работы, услуги), является объектом культурного наследия, включенным в реестр.
Соответственно, заключая договоры непосредственно с исполнителями спорных работ, общество должно было указывать в этих договорах, что работы будут производиться на объекте культурного наследия, и, соответственно, не включать в эти договоры такое условие, как выполнение подрядных работ с НДС.
Таким образом, по мнению судов, необходимой и достаточной информацией для определения цены договора без НДС является охранное обязательство и выданное КГИОП разрешение на ремонтно-реставрационные работы. Наличие либо отсутствие справки об отнесении спорного объекта к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия, судами во внимание не принималось.
Действительно, на момент заключения договора подряда наличие справки не является определяющим фактором, поскольку статус памятника определен в охранном обязательстве. Отсутствие справки этот статус не отменяет.
Получение справки является производным действием, направленным на подтверждение права подрядчика применить освобождение в соответствии с нормой пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ. При этом получение справки не является исключительно прерогативой заказчика.
Статьей 26 Закона N 73-ФЗ предусмотрено право физических или юридических лиц получать в соответствующем органе охраны объектов культурного наследия информацию, содержащуюся в документах, представляемых для включения объекта культурного наследия в реестр.
Следовательно, заявителями на получение соответствующих справок могут являться любые физические и юридические лица.
Таким образом, если на момент заключения договора стороны располагают информацией об отнесении здания к объектам культурного наследия (в частности, у заказчика имеется охранное обязательство на памятник), это является необходимым и достаточным основанием для определения цены договора без НДС. После заключения договора именно подрядчик должен инициировать получение необходимых документов, подтверждающих обоснованность применения освобождения.
На практике в аналогичных ситуациях стороны предусматривают в договоре обязанность заказчика в определенные сроки представить подрядчику справку. Однако нередки случаи, когда подрядчик как заинтересованная сторона получает эту справку самостоятельно.
В рассматриваемом случае налоговые риски могут возникнуть как у заказчика, так и у подрядчика:
- заказчику налоговый орган может отказать в вычете НДС со стоимости ремонтных работ, указав на неправомерное определение цены договора с учетом налога, не приняв во внимание отсутствие справки;
- подрядчику налоговый орган может отказать в применении освобождения, если на момент отражения указанных операций в налоговой декларации налогоплательщик не располагал указанной справкой.

Н.Л.Мамонова
Первый Дом Консалтинга "Что делать Консалт"
Региональный информационный центр

25.09.2016



Вопросы 2019:
Cтраницы 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >> 23 >> 24 >> 25 >> 26 >> 27 >> 28
Реклама:
Счетчики:
Также рекомендуем:
Вопросы гражданского права:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация: