Гражданское право
в вопросах и ответах.
Дебетовая карта бесплатно, банк не под санкциями
Вопросы и ответы связанные с гражданами (физическими лицами) Страница 4
Cтраницы 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >> 23 >> 24 >> 25 >> 26 >> 27 >> 28
Вопрос: Гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи, получает бесплатно в аптечном учреждении лекарственные средства, которые в обычных условиях предоставляются гражданам на возмездной основе. Является ли стоимость указанных лекарственных средств доходом, подлежащим обложению НДФЛ?

Ответ: Стоимость лекарственных средств, полученных гражданином на безвозмездной основе в соответствии с законодательством РФ, не подлежит обложению НДФЛ.

Обоснование: Категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, поименованы в ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ). Указанная помощь может предоставляться, в частности, в виде обеспечения граждан в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ).
Финансирование расходов, связанных с оказанием гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования (Методические рекомендации по обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан при обязательном медицинском страховании, утвержденные ФФОМС 30.12.2004 N 4742/40).
Данная государственная социальная помощь является социальным благом в натуральной форме (Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2009 N 1027-О-О).
С 30.10.2017 п. 8 ст. 217 Налогового кодекса РФ изложен в новой редакции, согласно которой освобождаются от обложения НДФЛ суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам из числа граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к категории граждан, имеющих право на получение социальной помощи, в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ местных бюджетов и внебюджетных фондов. Указанное правило распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017 (Федеральный закон от 30.10.2017 N 304-ФЗ "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"). При этом данная норма применяется к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме.
В контексте рассматриваемой нормы следует отметить, что термин "единовременная выплата" налоговым законодательством не установлен, а исходя из разъяснений контролирующих органов под понятие "единовременная материальная помощь" подпадает такая материальная помощь, которая предоставляется налогоплательщику на определенные цели не более одного раза в налоговом периоде по одному основанию. При этом налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год (Письмо ФНС России от 18.08.2011 N АС-4-3/13508@).
Однако, как правило, выдача определенным категориям гражданам лекарственных средств на безвозмездной основе производится периодически (раз в квартал, раз в месяц и т.п.). Соответственно, такую социальную помощь в натуральной форме нельзя признать единовременной и распространить на нее действие абз. 3 п. 8 ст. 217 НК РФ.
На наш взгляд, при решении рассматриваемой проблемы нужно исходить из следующего.
Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ст. 7 (ч. 1), гарантируя каждому социальное обеспечение в предусмотренных законом случаях (ч. 1 ст. 39), вместе с тем не определяет конкретные объемы, способы и порядок предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан.
При этом представляются важными выводы, изложенные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.04.2016 N 11-П: реализация целей социальной политики РФ, как они определены Конституцией РФ, является одной из основных конституционных обязанностей государства, а потому, осуществляя присущие современному государству функции, в том числе фискальные, оно должно учитывать необходимость достижения указанных целей. В частности, при определении порядка и условий налогообложения доходов населения следует принимать во внимание действующие в РФ гарантии социальной защиты, включающей наряду с пенсиями и пособиями меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в силу состояния здоровья, возраста, особого статуса и других обстоятельств в повышенной социальной защите (п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ N 11-П).
При определении видов доходов, подлежащих освобождению от обложения налогом на доходы физических лиц, законодатель использовал такие понятия, как "государственные пособия", "выплаты", "компенсации", "компенсационные выплаты", не уточняя, однако, их содержание и отраслевую принадлежность и не учитывая то обстоятельство, что действующее законодательство наряду с термином "государственные пособия" применяет термин "пособия", а термины "выплаты", "компенсации", "компенсационные выплаты" встречаются в правовых нормах различной отраслевой принадлежности в разном значении. Кроме того, действующее законодательство не содержит системной классификации выплат и компенсаций, назначаемых лицам, признаваемым государством нуждающимися в силу состояния здоровья, возраста, особого статуса и других обстоятельств в повышенной социальной защите: они могут иметь различное наименование в зависимости от основания назначения (п. 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ N 11-П).
На основании изложенного считаем, что положения НК РФ в системе действующего правового регулирования с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ не могут рассматриваться как допускающие возможность включения в доход, подлежащий обложению НДФЛ, государственной социальной помощи, осуществляемой в адрес отдельных категорий граждан в различных формах в соответствии с законодательством РФ. Иной подход противоречил бы целям социальной поддержки отдельных категорий граждан и нивелировал бы их социальную защиту.
Таким образом, стоимость лекарственных средств, полученных гражданином на безвозмездной основе в соответствии с законодательством РФ, не подлежит обложению НДФЛ.

А.В. Телегус
К. э. н.
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования
"Приволжский институт повышения квалификации
Федеральной налоговой службы"
28.04.2018



Безымянная страница
Вопросы 2021:
Вопросы 2019:
Реклама:
Дебетовая карта бесплатно, банк не под санкциями
Счетчики:
Также рекомендуем:
Вопросы гражданского права:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация: