Облагаются ли налогом на имущество организаций воздушные (морские) суда, арендованные российскими организациями, базируемые и эксплуатируемые на территории Российской Федерации, принадлежащие иностранной организации, зарегистрированной в государстве, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор?

В соответствии со ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками налога на имущество организаций признаются иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
На основании ст. 373 НК РФ деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации на основании ст. 306 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Согласно комментариям к модели Конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) права налогообложения должны принадлежать тому Договаривающемуся государству, в котором находится фактический руководящий орган предприятия. Прибыль, полученная от аренды воздушных судов, должна рассматриваться как прибыль от перевозок пассажиров и грузов.
Что касается вопроса об образовании постоянного представительства иностранной компании при сдаче в аренду воздушного или морского судна, то необходимо отметить, что данный вид деятельности регулируется или статьями "Международные перевозки" межправительственных соглашений, или ст. 309 НК РФ, если данные соглашения отсутствуют.
Согласно подпункту 7 п. 1 ст. 309 НК РФ установлено, что доходы от предоставления в аренду воздушных и морских судов, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, в соответствии с особенностями, установленными ст. 310 настоящего Кодекса. Следовательно, деятельность иностранной организации, связанная со сдачей в аренду воздушных и морских судов российской организации, не образует постоянного представительства.
В то же время согласно п. 3 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее этим организациям на праве собственности.
На основании ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) подлежащие государственной регистрации воздушные (морские) суда относятся к недвижимым вещам, если иное не предусмотрено международными договорами.
Действующие международные договоры (соглашения) об избежании двойного налогообложения доходов и имущества предусматривают, что термин "недвижимое имущество" должен использоваться в том значении, которое он имеет по законодательству Договаривающегося государства, в котором находится рассматриваемое имущество. При этом морские и воздушные суда не рассматриваются в качестве недвижимого имущества.
Кроме того, в соответствии с Общей частью модельного Налогового кодекса для государств - участников СНГ (далее - Модельный кодекс), принятой на двадцать восьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление от 31.05.2007 N 28-9), недвижимым имуществом признаются здания, сооружения, дома, квартиры, гаражи и другие объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению. Отнесение объектов к имуществу производится в соответствии с п. 2 ст. 13 Общей части Модельного кодекса. Морские и воздушные суда также не рассматриваются в качестве недвижимого имущества.
В соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость вышеуказанных объектов по данным органов технической инвентаризации.
Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению вышеуказанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 10 дней со дня его оценки (переоценки).
В соответствии с действующими нормативными актами учет и техническая инвентаризация осуществляются исключительно в отношении объектов градостроительной деятельности.
Так, постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" (далее - Постановление N 921) определено, что государственный учет объектов капитального строительства независимо от их назначения и принадлежности осуществляется по единой для Российской Федерации системе учета.
Во исполнение п. 3 Постановления N 921 приказом Госстроя России N 36, МНС России N БГ-3-08/67 от 28.02.2001 утвержден Порядок представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества (в том числе об их инвентаризационной стоимости).
Таким образом, исходя из положений главы 30 НК РФ к недвижимому имуществу в целях налогообложения относятся объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, и подлежащие государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Следовательно, в отношении морских и воздушных судов, принадлежащих на праве собственности иностранным организациям, не имеющим постоянных представительств на территории Российской Федерации, нормы п. 3 ст. 374 НК РФ не применяются.
На основании вышеизложенного морские и воздушные суда могут облагаться налогом на имущество организаций только при наличии постоянного представительства иностранной организации на территории Российской Федерации.
Одновременно читателям журнала следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 18 ст. 381 НК РФ от налогообложения освобождаются суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов. Согласно Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации в Российском международном реестре судов регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. К использованию судов для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа относится также сдача судов в аренду для оказания таких услуг.

Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России

1 апреля 2009 г.

"Налоговый вестник", N 4, апрель 2009 г.


Copyright 2010 Гражданское право в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Консультации юристов:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на страницах сайта, у вас есть возможность задать его юристам бесплатно.

Вопросы гражданского права:
Юридические лица, ИП:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация:

а также читайте об этом:


Также можете почитать о:
Гражданское право в вопросах и ответах.
                                                                    Главная                  о проекте...                связь               добавить сайт в закладки >>
Объекты гражданских прав
Страница >> 1 >> 2 >>