В ООО "Х" (далее - Организация) по разделительному балансу и передаточному акту в 2007 г. были переданы основные средства. В актах ОС-1 из девятнадцати филиалов только у четырех отражено содержание драгоценных металлов.
Необходимо дать разъяснения по учету и утилизации драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах:
- при отсутствии информации у филиалов о драгоценных металлах в основных средствах в передаточных актах и актах ОС-1 указать возможность не отражать их в учете;
- как организовать утилизацию драгоценных металлов Организации (централизованно или по месту нахождения филиалов);
- что отражать в акте ОС-4 в разделе 3 столбцы 7-12 "Поступило от списания материальных ценностей" (сами драгоценные металлы или запасные части, в которых они содержатся);
- как определить стоимость драгоценных металлов в акте ОС-4 на момент ликвидации основного средства и др.

Порядок использования и обращения драгоценных металлов установлен Федеральным законом от 26.03.1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ). В соответствии с данным Законом Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 г. N 731 утверждены Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности (далее - Правила N 731). Согласно Правилам N 731 разработана Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (утверждена Приказом Минфина России от 29.08.2001 г. N 68н) (далее - Инструкция N 68н).
На основании положений вышеперечисленных нормативных документов в организации должен быть организован учет драгоценных металлов, содержащихся как в объектах основных средств, так и в деталях (узлах), полученных от их демонтажа.
1. Возможно ли не отражать в учете сведения о драгоценных металлах в основных средствах при отсутствии соответствующей информации в передаточных актах и актах ОС-1 у филиалов.
Согласно вышеназванным нормативным документам драгоценные металлы, входящие в состав покупных комплектующих деталей, а также изделий, приборов, инструментов, оборудования, используемых в научной, производственной и других видах деятельности, учитываются по массе.
При этом организации обязаны вести учет драгоценных металлов во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы, входящие в состав основных и оборотных средств и т.д., а также содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней.
Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов, содержащихся в соответствующих объектах учета, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о содержании драгоценных металлов, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т.п.) - по данным организаций, разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов.
В отдельных случаях, когда комиссионно определить содержание драгоценных металлов в импортном оборудовании невозможно из-за отсутствия данных о наличии драгоценных металлов или аналогов, в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.
При передаче или реализации изделий (оборудование, приборы, инструменты и т.п.), в том числе лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, отправитель обязан в сопроводительных документах указать наименование, массу находящихся в этих изделиях драгоценных металлов и драгоценных камней, а также метод определения содержания в них драгоценных металлов.
Как видно из вышеизложенного, Организация обязана организовать учет драгоценных металлов в соответствии с требованиями вышеназванных нормативных документов.
При этом нормативные документы не содержат положений, позволяющих Организации не учитывать драгоценные металлы при отсутствии сведений о них в первичных документах.
Единственно возможный вариант в подобной ситуации, предусмотренный п. 6.3 Инструкцией N 68н, при котором не указываются точные сведения о содержании драгоценных металлов - это осуществление в учетных документах записи, согласно которой в соответствующем оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.
Данный вариант согласно Инструкции N 68н может применяться в отношении импортного оборудования. Однако представляется, что он может применяться и в отношении оборудования, местом производства которого является РФ в случае отсутствия соответствующих данных.
Вместе с тем, по нашему мнению, отказ от ведения учета драгоценных металлов, содержащихся в приобретенном оборудовании, в связи с отсутствием соответствующей информации характеризуется риском привлечения Организации и ее должностных лиц к административной ответственности в соответствии со ст. 19.14 КоАП РФ.
В то же время, представляется, что из фразы "данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов, содержащихся в соответствующих объектах учета, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о содержании" следует, что рассматриваемый в настоящей консультации учет может быть реализован на практике хозяйствующим субъектом исключительно при условии, что он располагает знанием о том, что в конкретном принадлежащем ему имуществе эти металлы содержатся. В отсутствие такой информации данный учет не может быть физически осуществлен.
Соответственно, получается, что если: 1) техническая документация к принимаемому к учету активу не содержит какой-либо информации о том, что в нем присутствуют в определенном количестве драгоценные металлы и камни 2) организация-изготовитель объекта соответствующую информацию не предоставляет 3) наличие драгоценных металлов в аналогичных по типу, характеристикам, свойствам и т.д. объектах не установлено 4) профессиональные навыки членов комиссии не позволяют сделать им вывод о наличии драгоценных металлов в объекте (а, следовательно, и об их массе), то формальной обязанности у организации вести упоминаемый в запросе учет нет, так как, повторимся, нет фактической возможности это делать.
Обобщая вышеизложенное, считаем, что даже, несмотря на то, что обязанность по ведению учета драгоценных металлов в принадлежащем организациям имуществе установлена законодательно, возможность вести его вследствие обстоятельств, перечисленных выше, есть не у каждой из них.
Согласно пункту 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, представляется, что в случае отсутствия у Организации реальной возможности организовать рассматриваемый в консультации учет драгоценных металлов, вероятность привлечения его к административной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 19.14 КоАП, является достаточно низкой.
Однако во избежание указанного риска, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации Организации все же целесообразно указывать в первичных документах на возможность наличия в оборудовании драгоценных металлов (в тех случаях, когда отсутствуют достоверные, подтвержденные документально или комиссионно сведения об их наличии).

Вывод:
Несмотря на то, что действующее законодательство обязывает организации вести учет драгоценных металлов в принадлежащем им имуществе, при отсутствии у хозяйствующего субъекта информации о наименовании и количестве металлов и камней в объектах (равно как и при отсутствии предположения об их содержании в нем) осуществление такого учета на практике не представляется физически возможным.
В то же время, во избежание риска возникновения спора с контролирующими во всех случаях, когда в оборудовании, принадлежащем Организации, содержатся (могут содержаться) драгоценные металлы, целесообразно, по возможности, указывать соответствующую информацию в учетных документах (например, в Актах о приеме-передаче объекта основных средств (форма N ОС-1), Актах о списании объекта основных средств (форма N ОС-4), Инвентарных карточках учета объекта основных средств (форма N ОС-6)).

2. Как организовать утилизацию драгоценных металлов Организации (централизованно или по месту нахождения филиалов).
Согласно п. 3.2 Инструкции N 68н собранные лом (пришедшие в негодность, утерявшие эксплуатационную ценность или подлежащие ликвидации изделия и (или) их составные части, которые изготовлены из драгоценных металлов или их сплавов или содержат их) и отходы (остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и иных изделий, содержащих драгоценные металлы или их сплавы, которые образовались в процессе производства и (или) потребления) драгоценных металлов могут обрабатываться (перерабатываться) самостоятельно собирающими их организациями или реализовываться или передаваться на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке для дальнейшего производства и аффинажа, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как видно из вышеприведенной нормы, действующие нормативные документы предусматривают два вида действий организации в отношении составных частей изделия, содержащих драгоценные металлы, а именно: самостоятельную обработку (переработку) предприятием, ведущим их учет, с последующим использованием в производстве (передачу на давальческой основе специализированным предприятиям) или реализацию названных составных частей пришедшего в негодность оборудования.
При этом согласно Инструкции N 68н первичная обработка лома драгоценных металлов предполагает подготовку собранного или заготовленного лома драгоценных металлов, включая демонтаж и разборку аппаратуры, производственного оборудования, вычислительной и прочей техники, с целью извлечения деталей и узлов, содержащих драгоценные металлы, с последующей их сортировкой для переработки.
Переработка лома и отходов драгоценных металлов включает в себя использование механических, химических, металлургических и других процессов с целью извлечения драгоценных металлов в концентраты и другие полупродукты, предназначенные для аффинажа.
Из этого, с нашей точки зрения, следует, что, учитывая предполагаемое отсутствие у Организации возможности самостоятельно перерабатывать такое имущество, она может, соответственно, либо его реализовать, либо передать специализированной организации. Иных действий (в том числе действий по самостоятельной утилизации) с соответствующим имуществом организация, владеющая им, совершать не вправе. Более того, информация, которую необходимо занести в форму N ОС-4 при списании объекта основных средств, предположительно содержащего драгоценные металлы, может быть получена Организацией только от специализированной организации (из документа, подписание которого сторонами (Организацией и специализированной организацией) по факту оказания соответствующих услуг целесообразно предусмотреть положениями заключенного между ними договора (акт, паспорт и т.д.)).
Таким образом, при списании пришедшего в негодность имущества, содержащего (по факту или предположительно) драгоценные металлы, Организация обязана заключить договор со специализированной организацией, которая имеет право осуществлять упоминаемые в вышеприведенном п. 3.2 Инструкции N 68н действия с ним в соответствии с законодательством РФ. На текущий момент перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж, содержится в постановлении Правительства РФ от 17.08.1998 г. N 972 "Об утверждении порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов".
Следует заметить, что нормативные документы, регламентирующие порядок обращения драгоценных металлов, не устанавливают каких-либо требований в отношении того, должна ли утилизация драгоценных металлов осуществляться централизованно по всей Организации либо решение об утилизации может приниматься самостоятельно филиалами.
В этой связи, представляется, что Организация вправе самостоятельно принять решение относительно порядка утилизации драгоценных металлов, в т.ч. уполномочить осуществлять соответствующие операции (заключать необходимые договоры) филиалы.

Вывод:
Принимая во внимание отсутствие в нормативных документах прямых указаний, по нашему мнению, Организация вправе самостоятельно принять решение относительно порядка утилизации драгоценных металлов, в т.ч. уполномочить осуществлять соответствующие операции (заключать необходимые договоры) филиалы. При этом Организации следует заключать договоры на утилизацию оборудования, содержащего драгоценные металлы, со специализированными утилизирующими организациями.

3. Что отражать в акте ОС-4 в разделе 3 столбцы 7-12 "Поступило от списания материальных ценностей" (сами драгоценные металлы или запасные части, в которых они содержатся)?
Унифицированная форма N ОС-4 "Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)" утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 г. N 7.
Указанная унифицированная форма содержит разделы 2 "Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств" и 3 "Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания".
Раздел 2 включает в себя подраздел "Содержание драгоценных материалов (металлов, камней и т.д.)", в столбцах 3-7 которого, по нашему мнению, должны указываются сведения о содержании драгоценных металлов в списываемом оборудовании.
Что касается раздела 3, то в нем, по нашему мнению, в подразделе "Поступило от списания" (столбцы 7-12) следует отражать данные об учтенных деталях основного средства, в т.ч. содержащих драгоценные металлы.

Вывод:
По нашему мнению, сведения о содержании драгоценных металлов в списываемом оборудовании должны указываться в подразделе "Содержание драгоценных материалов (металлов, камней и т.д.)" раздела 2 формы N ОС-4.
Что касается подраздела "Поступило от списания" (столбцы 7-12) раздела 3, то в данном подразделе, по нашему мнению, должны отражаться данные об учтенных деталях основного средства, в т.ч. содержащих драгоценные металлы.

4. Как определить стоимость драгоценных металлов в акте ОС-4 на момент ликвидации основного средства?
Как уже было указано в ответе на предыдущий вопрос (см. п. 3 настоящей консультации), по нашему мнению, сведения о драгоценных металлах должны указываться в подразделе "Содержание драгоценных материалов (металлов, камней и т.д.)" раздела 2 формы N ОС-4.
Указанный подраздел не предполагает ведение учета драгоценных металлов в стоимостной оценке. Указанная унифицированная форма предполагает отражение данных о массе драгоценных металлов.
Аналогичные требования (об учете драгоценных металлов при списании оборудования по массе) содержатся также в п. 6.18, 6.19 Инструкции N 68н.
Таким образом, по нашему мнению, в учете и первичных документах не должны отражаться данные о стоимости непосредственно драгоценных металлов.
В то же время, в данном случае возникает вопрос относительно необходимости отражения в учете оприходования деталей оборудования, содержащих драгоценные металлы.
Пунктом 6.19 Инструкции N 68н установлено, что при списании приборов и изделий организации изымают из этих приборов и изделий детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы, самостоятельно или с привлечением организаций, осуществляющих проведение таких работ в соответствии с законодательством РФ. При этом составляется акт ликвидации, в котором указывается отдельно масса в лигатуре изъятых деталей, а также масса в чистоте драгоценных металлов согласно паспорту или учетным документам на данный прибор или изделие. На основании этих актов соответствующие приборы и изделия списываются с карточек учета и одновременно изъятые детали приходуются на карточки учета отходов по общей массе отходов и массе в чистоте содержащихся в них драгоценных металлов согласно паспортам.
Таким образом, согласно Инструкции при списании оборудования, его детали, содержащие драгоценные металлы или их сплавы, приходуются на карточки учета отходов по общей их массе и массе в чистоте содержащихся в них драгоценных металлов, в порядке, предусмотренном п. 6.19 Инструкции Минфина РФ.
В соответствии с п. 9 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. N 44н) фактическая себестоимость материально-производственных запасов, остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Для целей ПБУ 5/01 под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.
В рассматриваемой ситуации Организация передает детали, содержащие драгоценные металлы, утилизирующей организации. При этом ценность данных деталей для утилизирующей организации определяется исключительно содержащимися в деталях драгоценными металлами. Таким образом, фактически сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи деталей в рассматриваемой ситуации, будет определяться стоимостью содержащихся в них драгоценных металлов, которую Организации перечислит утилизирующая Организация.
Данная стоимость может быть определена Организацией, например, на основании полученных от утилизирующей организации прайс-листов либо иных аналогичных документов, из содержания которых можно сделать вывод о сумме денежных средств, которые могут быть получены от утилизирующей организации за содержащиеся в списанном оборудовании драгоценные металлы. Цены, указанные в данном документе, могут считаться рыночными.
На основании сведений, полученных из данного документа, Организация отражает оприходование деталей, содержащих драгоценные металлы.
Аналогичным образом, по нашему мнению, следует определять стоимость деталей, содержащих драгоценные металлы, для целей налогового учета.
Указанную стоимость Организация должна будет отразить в составе прочих доходов в бухгалтерском учете и в составе внереализационных доходов (п. 13 ст. 250 НК РФ) - в налоговом учете.
Вместе с тем, в том случае если у Организации отсутствуют точные сведения о наличии в списываемом оборудовании драгоценных металлов (наличие драгоценных металлов в списываемом оборудовании, лишь предполагается), применение вышеизложенного порядка невозможно.
В этом случае, по нашему мнению, оприходование деталей, содержащих драгоценные металлы возможно по стоимости, указанной утилизирующими организациями в актах об утилизации (данная стоимость будет равна стоимости драгоценных металлов, которую Организации перечислит утилизирующая организация). Пери этом Организация будет обладать информацией относительно стоимости, по которой должны быть оприходованы детали, содержащие драгоценные металлы, только после получения соответствующей информации от утилизирующей организации. По нашему мнению, оприходование деталей в этом случае возможно отражать на дату получения соответствующей информации от утилизирующей организации.
При реализации Организацией деталей, содержащих драгоценные металлы, в бухгалтерском и налоговом учете необходимо будет отразить доходы от соответствующей операции.
В бухгалтерском учете в данном случае делаются записи.
Д 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" К 91 "Прочие доходы и расходы"
- на сумму, получаемую от утилизирующей организации;
Д 91 К 10
- на сумму, по которой детали, содержащие драгоценные металлы были учтены при их оприходовании.
При отражении операции по реализации деталей, содержащих драгоценные металлы, в налоговом учете необходимо руководствоваться следующим.
Поскольку полученные Организацией средства следует квалифицировать как доход от реализации составных частей пришедшего в негодность оборудования, то в налоговом учете Организации соответствующую сумму следует отразить в составе доходов от реализации.
В соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов в виде имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного п. 13 ст. 250 НК РФ.
Соответственно, в случае продажи специализированной организации составных частей пришедшего в негодность оборудования, содержащего драгоценные металлы, Организация может учесть в составе расходов сумму, определенную в порядке, установленном п. 2 ст. 254 НК РФ.

Вывод:
По нашему мнению, в учете и первичных документах не должны отражаться данные о стоимости непосредственно драгоценных металлов.
Оприходование деталей, содержащих драгоценные металлы, Организация может осуществлять по рыночной стоимости деталей, по которой они могут быть реализованы утилизирующей организации (а именно по рыночной стоимости содержащихся в них драгоценных металлов). Данная стоимость может быть определена Организацией, например, на основании полученных от утилизирующей организации прайс-листов.

ООО "Аудит-новые технологии", август 2009 г.


Copyright 2010 Гражданское право в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Консультации юристов:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на страницах сайта, у вас есть возможность задать его юристам бесплатно.

Вопросы гражданского права:
Юридические лица, ИП:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация:

а также читайте об этом:


Также можете почитать о:
Гражданское право в вопросах и ответах.
                                                                    Главная                  о проекте...                связь               добавить сайт в закладки >>
Представительства и филиалы
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >>