Наша организация применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. Время от времени закупаем товары и материалы за рубежом. У нас есть валютный счет. Когда лучше проводить переоценку остатков для расчета курсовых разниц - еженедельно, ежемесячно или ничего страшного, если это делать в последний день квартала? И второй вопрос, в начале года мы заключили договор купли-продажи оборудования с иностранной организацией, имеющей представительство в России. В марте перевели партнеру аванс в размере 30%. Счет был выписан в евро, а деньги следовало перечислять в рублях по курсу на день оплаты. В июле поступило оборудование, но сумма в накладной была указана в рублях. Оставшиеся 70% долга мы погасили в августе. Курс к этому времени вырос, и общая рублевая сумма, которую мы заплатили, оказалась больше указанной в накладной. Что делать с курсовой разницей и как отразить в Книге учета доходов и расходов стоимость оборудования?

Согласно пункту 1 статьи 346.15 НК РФ при упрощенной системе облагаются доходы от реализации и внереализационные доходы, перечисленные в статьях 249 и 250 НК РФ. Курсовые разницы, возникающие при продаже или покупке валюты по курсу, отличному от установленного ЦБ РФ, а также при переоценке валютных обязательств или имущества при изменении официального курса, относятся к внереализационным доходам (п. 2 и 11 ст. 250 НК РФ). При объекте налогообложения доходы минус расходы в налоговую базу можно включать расходы, правда, только приведенные в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. В подпункте 34 данного перечня указана отрицательная курсовая разница. Она образуется при переоценке имущества или обязательств, выраженных в валюте.
Как вы видите, и для расчета внереализационных доходов, и для расчета учитываемых расходов нужно провести переоценку сумм на валютном счете. Вы спрашиваете: как часто? Обратившись к тексту пункта 11 статьи 250 и подпункта 34 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ, можно решить, что переоценка проводится всегда, когда ЦБ РФ меняет валютный курс. Однако такое происходит практически ежедневно. Можно, конечно, заниматься переоценкой каждый день, делая записи в Книге учета. Но это трудоемкая работа, а у бухгалтера и без нее хватает забот.
Советуем поступать следующим образом. Налоговый период по упрощенной системе - календарный год, отчетные периоды - I квартал, полугодие и 9 месяцев (ст. 346.19 НК РФ). Налог (авансовые взносы) уплачивается ежеквартально (п. 7 ст. 346.21 НК РФ). Значит, достаточно сделать переоценку в последний день квартала (ну и, разумеется, когда суммы поступают на валютный счет или выбывают).
Курсовые разницы появляются, если партнеры расплачиваются друг с другом в иностранной валюте либо у организации есть валютные обязательства или имущество. Вы переводили поставщику суммы в рублях, в евро был лишь выставлен счет. Следовательно, у вас возникли не курсовые, а суммовые разницы, а их при упрощенной системе не отражают (п. 3 ст. 346.17 НК РФ). Таким образом, никакие разницы на ваше налогообложение не повлияют.
Как должен выглядеть учет? Стоимость оборудования складывается из того, что заплачено поставщику. Поскольку курс евро увеличился, цифра, проставленная в накладной, оказалась неверной. Попросите поставщика выписать новую накладную, в которой была бы указана полная сумма, перечисленная вами в рублях (30% в марте плюс 70% в августе).
Оборудование предназначено для производственной деятельности, наверняка дороже 20 000 руб. и будет использоваться более 12 месяцев. То есть оно относится к амортизируемому имуществу и его можно включить в состав основных средств (п. 4 ст. 346.16 и п. 1 ст. 256 НК РФ). Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при упрощенной системе разрешено признавать в расходах стоимость основных средств. Порядок указан в подпункте 1 пункта 3 статьи 346.16 и подпункте 4 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ.
Оплаченная стоимость объекта учитывается равными долями в кварталы, оставшиеся до конца налогового периода после ввода имущества в эксплуатацию. Вы не указали, когда он произошел. Предположим, в III квартале 2009 года. Оборудование оплачено в августе, поэтому 30 сентября и 31 декабря 2009 года в графе 5 раздела 1 Книги учета вы вправе указать по 1/2 его стоимости. Если же ввод в эксплуатацию отложен на IV квартал, то все затраты можно будет списать 31 декабря 2009 года. Напомним, что затраты на покупку (создание и т.д.) основных средств и нематериальных активов фиксируются в последний день отчетного или налогового периода.

Л.А. Мельникова

1 сентября 2009 г.

"Упрощенка", N 9, сентябрь 2009 г.


Copyright 2010 Гражданское право в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Консультации юристов:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на страницах сайта, у вас есть возможность задать его юристам бесплатно.

Вопросы гражданского права:
Юридические лица, ИП:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация:

а также читайте об этом:


Также можете почитать о:
Гражданское право в вопросах и ответах.
                                                                    Главная                  о проекте...                связь               добавить сайт в закладки >>
Представительства и филиалы
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >>