Наша организация занимается оказанием услуг населению по изготовлению и установке натяжных потолков. Какая информация должна быть представлена в уголке потребителя в офисе обособленного подразделения и есть ли ответственность за ее отсутствие?

Сведения об организации и о реализуемых товарах (оказываемых услугах) населению должны быть доведены до потребителей в наглядной и доступной форме*(1). Другими словами, размещаться в общедоступном месте, например в офисе организации, на специально предназначенном стенде, называемом в обиходе уголок потребителя.
Информация о наименовании, об адресе и о режиме работы организации размещается на вывеске. Для индивидуального предпринимателя обязательным является указание сведений о государственной регистрации и наименования зарегистрировавшего его органа. Если оказываемые услуги подлежат лицензированию, то лицензию также нужно разместить в общедоступном месте. В случае оказания услуг во временных помещениях, на ярмарках, с лотков или вне постоянного места нахождения организации информация тоже должна быть доведена до сведения потребителей*(2).
Применительно к организациям сферы бытового обслуживания необходимо руководствоваться Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации (далее - Правила)*(3). Согласно им организация в обязательном порядке представляет потребителю для ознакомления:
- перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления;
- обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы);
- сроки оказания услуг (выполнения работ);
- данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение исходя из характера услуги (работы);
- гарантийные сроки;
- цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты;
- сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший);
- Правила;
- адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется;
- образцы договоров, квитанций и иных документов об оказании услуг или выполнении работ;
- образцы или модели изготавливаемых изделий, альбомы и журналы с моделями изделий и т.п.;
- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг, выполнении работ в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Нелишне будет напомнить, что согласно Правилам организация обязана иметь и представлять по требованию потребителя книгу жалоб и предложений.
Как видим, обязанность по представлению информации не зависит от территориальной обособленности подразделения организации.
При отсутствии такой информации организация может быть привлечена к административной ответственности. Например, к наложению штрафа на должностных лиц от 3 тыс. до 4 тыс. руб., на юридических лиц - от 30 тыс. до 40 тыс. руб.*(4) При нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации сумма штрафа для должностных лиц составляет от 500 до 1000 руб., для юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб.*(5)

Обратите внимание! Местные органы власти могут издавать свои подзаконные акты, регулирующие взаимоотношения организаций торговли и бытового обслуживания с населением. Так, в Москве это Методические указания по организации и осуществлению розничной торговли в городе Москве, утв. Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы 30.05.2003 N 31.

А.И. Данков,
главный эксперт экспертно-консультационного отдела
компании ПРАВОВЕСТ

1 октября 2009 г.

"В курсе правового дела", N 19, октябрь 2009 г.

---------------------------------------------------------------------------
*(1) ст. 8-11 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей"
*(2) п. 1-3 ст. 9 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-I
*(3) утв. постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025
*(4) ст. 14.5 КоАП РФ
*(5) ст. 14.8 КоАП РФ


Copyright 2010 Гражданское право в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Консультации юристов:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на страницах сайта, у вас есть возможность задать его юристам бесплатно.

Вопросы гражданского права:
Юридические лица, ИП:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация:

а также читайте об этом:


Также можете почитать о:
Гражданское право в вопросах и ответах.
                                                                    Главная                  о проекте...                связь               добавить сайт в закладки >>
Представительства и филиалы
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >>