Может ли бюджетное учреждение выступать учредителем другого юридического лица, например, автономной некоммерческой организации?

По действующему гражданскому законодательству такие права у медицинских учреждений имеются. Пункт 2 статьи 298 Гражданского кодекса РФ гласит: "Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе".
Эти средства могут быть направлены, в том числе, и на цели создания других некоммерческих организаций. И целый ряд учреждений здравоохранения воспользовался этим правом. Напомним, что такое право должно быть закреплено в уставе самого бюджетного медицинского учреждения.
Однако в последнее время появились существенные ограничения. Например, это касается бюджетных медицинских учреждений федерального подчинения - с 2004 года действует четкий запрет на подобные процедуры. Статья 140 закона РФ N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" устанавливает, что "средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не могут направляться федеральными учреждениями на создание других некоммерческих организаций".
В связи с этим Правительство Российской Федерации Постановлением от 14 февраля 2004 г. N 80 "О мерах по реализации федерального закона "О Федеральном бюджете на 2004 год" (п. 27) предписало "главным распорядителям провести до 1 апреля 2004 г. ревизию нормативных правовых актов (актов), а также учредительных документов федеральных учреждений, находящихся в их ведении, и обеспечить в установленном порядке внесение в них изменений с целью исключения положений, предусматривающих направление федеральными учреждениями средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на создание других некоммерческих организаций".
Это означает, что федеральные бюджетные учреждения здравоохранения не имеют права направлять средства, полученные ими от предпринимательской и иной деятельности, на создание других некоммерческих организаций.
Что касается муниципальных бюджетных учреждений и государственных учреждений здравоохранения, подведомственных субъектам РФ, право на создание ими других некоммерческих организаций, согласно действующему федеральному законодательству, за ними сохранено (при условии, что в регионах не приняты нормативные акты, ограничивающие такое право). Тем не менее, остаются сложности с тем, что указанная статья 298 Гражданского кодекса РФ фактически вступает в противоречие с Бюджетным кодексом РФ, и на практике реализовать ее трудно. И все же, опыт создания АНО с имущественным взносом бюджетных учреждений имеется. Кроме того, это в качестве взноса могут выступать и нематериальные активы, например, оцененная соответствующим образом интеллектуальная собственность.

Ф.Н. Кадыров,
заместитель председателя комитета по
здравоохранению г. Санкт-Петербурга, д.э.н., профессор

1 февраля 2007 г.

"Менеджер здравоохранения", N 2, февраль 2007 г.

Copyright 2010 Гражданское право в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Консультации юристов:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на страницах сайта, у вас есть возможность задать его юристам бесплатно.

Вопросы гражданского права:
Юридические лица, ИП:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация:

а также читайте об этом:


Также можете почитать о:
Гражданское право в вопросах и ответах.
                                                                    Главная                  о проекте...                связь               добавить сайт в закладки >>
Автономные некоммерческие организации
Страница >> 1 >>