Бюджетным учреждением, уполномоченным администрацией муниципального образования на размещение заказов для муниципальных нужд, в установленном порядке размещено извещение о проведении отрытого конкурса на выполнение работ для муниципальных нужд, а также конкурсная документация данного конкурса. Заявки на участие в конкурсе поступили от четырех организаций. По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе трем организациям было отказано в допуске к участию в конкурсе. С единственным участником конкурса в установленный срок подписан контракт. Вступившим в законную силу судебным решением установлен неправомерный (в результате нарушения конкурсной комиссией учреждения законодательства о размещении заказа при рассмотрении заявок) недопуск к участию в открытом конкурсе трех организаций. Вправе ли в такой ситуации лицо, которому неправомерно отказано в допуске к участию в конкурсе, требовать признания недействительным протокола заседания конкурсной комиссии, согласно которому конкурс был признан несостоявшимся, а также требовать признания недействительным контракта, заключенного вследствие признания конкурса несостоявшимся?

Согласно п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (п. 2 ст. 449 ГК РФ).
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
На основании п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 ГК РФ).
Согласно ч. 5 ст. 10 Закона N 94-ФЗ нарушения положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно ч. 5 ст. 26 Закона N 94-ФЗ в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка на участие в конкурсе или не подано ни одной заявки на участие в конкурсе, в указанный протокол вносится информация о признании конкурса несостоявшимся.
На основании ч. 4 ст. 27 Закона N 94-ФЗ в случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всех участников размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе, или о допуске к участию в конкурсе и признании участником конкурса только одного участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, конкурс признается несостоявшимся.
В случае, если конкурс признан несостоявшимся и только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, признан участником конкурса, заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола, предусмотренного ч. 2 ст. 27 Закона N 94-ФЗ, обязан передать такому участнику конкурса проект контракта, который составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных таким участником в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации. При этом государственный или муниципальный контракт заключается с учетом положений ч. 4 ст. 29 Закона N 94-ФЗ на условиях и по цене контракта, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией, но цена такого контракта не может превышать начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого конкурса. Такой участник не вправе отказаться от заключения государственного или муниципального контракта. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, возвращаются такому участнику конкурса в течение пяти рабочих дней со дня заключения с ним государственного или муниципального контракта. Государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола, предусмотренного ч. 2 ст. Закона N 94-ФЗ, или при проведении закрытого конкурса со дня подписания указанного протокола.
Протокол, согласно которому конкурс признается несостоявшимся, на основании ст. 153 ГК РФ является сделкой, поскольку такой протокол прекращает гражданские права участников размещения заказа, а также устанавливает привилегированное право единственного оставшегося участника на заключение контракта. То есть протокол конкурсной комиссии, не являясь договором, фиксирует волю заказчика при оценке представленной предполагаемыми участниками торгов документации.
В то же время исходя из смысла Закона N 94-ФЗ данная воля должна отражать как публичные интересы, в том числе и интересы государства, так и частные интересы участников торгов, и незаконное нарушение прав и законных интересов кого-либо из участников торгов и закрепление этого нарушения в протоколе конкурсной комиссии приводит к незаконности и самого протокола в части нарушенных им прав и интересов.
Таким образом, протокол конкурсной комиссии, согласно которому конкурс признается несостоявшимся, является тем правовым актом, на основании которого заключается публичный государственный (муниципальный) контракт.
Незаконное нарушение прав и законных интересов кого-либо из участников размещения заказа и закрепление этого нарушения в протоколе конкурсной комиссии приводит к незаконности и самого протокола в части нарушенных им прав и интересов.
В случае если будет доказана незаконность протокола, оформившего признание конкурса несостоявшимся, это влечет, кроме того, недействительность контракта, заключенного вследствие признания конкурса несостоявшимся. В такой ситуации подлежат также удовлетворению требования о признании недействительным государственного (муниципального) контракта, заключенного вследствие незаконного признания торгов несостоявшимися.
Исходя из изложенного, лицо, которому неправомерно отказано в допуске к участию в конкурсе, и факт неправомерности подобного отказа установлен вступившим в законную силу решением суда, в указанной ситуации вправе требовать признания недействительным протокола заседания конкурсной комиссии, согласно которому конкурс был признан несостоявшимся, а также вправе требовать признания недействительным контракта, заключенного вследствие признания конкурса несостоявшимся.

Ю.М. Лермонтов,
консультант Министерства финансов РФ

1 апреля 2009 г.

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 7, апрель 2009 г.


Copyright 2010 Гражданское право в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Консультации юристов:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на страницах сайта, у вас есть возможность задать его юристам бесплатно.

Вопросы гражданского права:
Юридические лица, ИП:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация:

а также читайте об этом:


Также можете почитать о:
Гражданское право в вопросах и ответах.
                                                                    Главная                  о проекте...                связь               добавить сайт в закладки >>
Учреждения
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >>