Каковы особенности налогообложения арендной платы в бюджетном учреждении?

Отвечая на этот вопрос, следует отметить, что новый порядок обложения налогом на прибыль с арендной платы, регламентируемый письмом Минфина России от 14.11.2008 N 02-03-0/3467, неприменим, если вопреки требованиям Гражданского кодекса РФ учреждение сдает закрепленное за ним имущество самостоятельно (без участия органов управления имуществом). Такие случаи возникают, в частности, при сдаче имущества, по которому органы управления имуществом уклоняются от выполнения функций арендодателя. В этом случае учреждение выступает в соответствии с условиями "двусторонних" договоров аренды как арендодатель, получает на свои внебюджетные лицевые счета арендную плату и является плательщиком по налогу на прибыль. При этом на счета учреждения должен поступать и начисленный на сумму арендной платы НДС, так как учреждение не является в отличие от органа управления имуществом "органом государственной власти и управления" или "местного самоуправления", требования п. 3 ст. 161 НК РФ на него не распространяются. В результате, учреждение, получив на свой счет начисленный на арендную плату НДС, должно перечислить его в бюджет в порядке, установленном ст. 161 НК РФ для налоговых агентов, т.е. без уменьшения на суммы налоговых вычетов по указанному налогу, связанных с осуществлением основной деятельности учреждения.
В последнем случае следует руководствоваться письмом Минфина России от 22.02.2006 N 02-05-03/366. Полученные учреждением доходы от реализации товаров, работ, услуг, от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, средства от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, подлежат учету при определении базы по налогу на прибыль (п. 4 ст. 250 НК РФ). В соответствии с требованиями гражданского законодательства учреждение не имеет права самостоятельно распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а полученная им сумма арендной платы (без НДС), за минусом начисленного на нее и перечисленного учреждением в бюджет налога на прибыль подлежит сдаче в доход соответствующего бюджета как незаконно полученный доход.
Следует заметить, что из текста Закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" исключено применявшееся в законах о федеральном бюджете на предыдущие годы положение о возможности организации дополнительного бюджетного финансирования отдельных видов учреждений за счет доходов от сдачи в аренду закрепленного за ними государственного имущества. В п. 5 ст. 29  указанного закона определен только порядок использования остатков таких средств на 1 января 2008 г. В результате, учреждения, за которыми закреплено сдаваемое в аренду государственное имущество, потеряли право полного автоматического распоряжения полученным от указанных операций доходом в виде дополнительного бюджетного финансирования. Поэтому начиная с 2009 г. учреждения должны обосновывать потребность в указанных средствах в рамках текущего финансового планирования.

И.Ю. Гарнов,
руководитель направления аудита
ООО Аудиторская компания "Интера"

1 мая 2009 г.

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 9, май 2009 г.


Copyright 2010 Гражданское право в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Консультации юристов:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на страницах сайта, у вас есть возможность задать его юристам бесплатно.

Вопросы гражданского права:
Юридические лица, ИП:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация:

а также читайте об этом:


Также можете почитать о:
Гражданское право в вопросах и ответах.
                                                                    Главная                  о проекте...                связь               добавить сайт в закладки >>
Учреждения
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >>