Налоговый орган в ходе камеральной налоговой проверки налогоплательщика (энергоснабжающей организации) по НДС установил, что налогоплательщик заявил к вычету суммы налога, уплаченного подрядной организации за выполненные строительно-монтажные работы по созданию в здании ГЭС музея гидроэнергетики. Посчитав, что создание музейного комплекса не обусловлено производственной необходимостью, а относится к деятельности освобожденной от НДС в соответствии с подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, налоговый орган пришел к выводу о неправомерном отнесении к вычету указанной суммы налога и занижении налогооблагаемой базы в проверяемом налоговом периоде, за что привлек своим решением налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Налогоплательщик с данным решением не согласен. Он ссылается на то, что не имеет статуса учреждения культуры или искусства, а спорный комплекс, построенный подрядной организацией, представляет собой выставочно-демонстрационный зал, посвященный истории гидроэнергетики России, и музеем не является. Поэтому данная деятельность не может быть в соответствии с подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождена от НДС. Правомерны ли действия налогового органа по привлечению налогоплательщика к ответственности в данном случае?

В соответствии с п. 1 ст. 171 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты, которыми, в силу п. 6 названной статьи в том числе являются суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Порядок применения налоговых вычетов предусмотрен в ст. 172 НК РФ. В п. 5 названной статьи определено, что вычеты сумм налога, указанных в абз. 1 и 2 п. 6 ст. 171 НК РФ, производятся в порядке, установленном абз. 1 и 2 п. 1 ст. 172 НК РФ: на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Согласно подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации, оказываемых учреждениями культуры и искусства следующих услуг в сфере культуры и искусства:
по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг;
услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений;
услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных учреждений;
услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;
услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных учреждений;
услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства, а также услуг по распространению билетов, указанных в абзаце третьем настоящего подпункта;
реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно- просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.
К учреждениям культуры и искусства в целях гл. 21 НК РФ относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
Согласно ст. 3, 26 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ) музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера в целях хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. Сам же музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.
Закон N 54-ФЗ распространяется на все действующие и вновь создаваемые музеи в Российской Федерации.
Порядок учреждения негосударственных музе ев в Российской Федерации установлен в ст. 30 названного Закона, в соответствии с которой закрепление музейных предметов и музейных коллекций за негосударственными музеями производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления. Уставы (положения) негосударственных музеев утверждаются их учредителями и регистрируются в установленном порядке.
В то же время согласно основному виду деятельности ГЭС заключает гражданско-правовые договоры энергоснабжения, соответственно является коммерческой организацией и на нее не может распространяться Закон N 54-ФЗ.
В письме МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15R "Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за II полугодие 2003 года - I квартал 2004 года" разъяснено, что применить данную льготу могут только те организации, которые прямо названы в перечне, приведенном в подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Иные организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры или искусства, права на льготу не имеют.
По вопросу о праве применения льготы, установленной подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, в судебной практике существуют две точки зрения.
Согласно первой позиции, применить льготу могут только организации, прямо названные в подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Данные выводы также содержатся в Определении ВАС РФ от 21.08.2008 N 10741/08.
Также в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.06.2008 N А19-689/08-30-Ф02-2624/08 отмечено, что налогоплательщик осуществляет свою деятельность через ООО, поэтому его нельзя признать учреждением культуры. Применение льготы в данном случае неправомерно.
В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12.12.2005 N А13-2323/2005-26 сказано, что налогоплательщика нельзя признать учреждением культуры и искусства, так как в подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ установлен закрытый перечень таких учреждений. Факт проведения налогоплательщиком дискотек (помимо осуществления основной деятельности) не делает его учреждением культуры.
Также в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28.08.2008 N А82-146/2008-20, в котором суд рассматривал подобное дело как раз с участием энергоснабжающей организации, суд также не указывал на то, что на данную организацию могут распространяться нормы Закона N 54-ФЗ, и информационный комплекс, построенный подрядной организацией для ГЭС, также не был признан музеем.
Однако существует и противоположное мнение.
Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 24.11.2005 N А65-6025/2005-СА1-19 суд указал, что из содержания подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ следует, что от уплаты НДС освобождаются оказываемые учреждениями культуры и искусства услуги по предоставлению напрокат видеоносителей из фондов указанных учреждений. По мнению суда, данное условие несет в себе большую правовую нагрузку, нежели простое совпадение фактических наименований учреждений культуры с указанными в перечне.
В постановлении ФАС Уральского округа от 27.02.2007 N Ф09-879/07-С2 отмечено, что основанием для применения льготы по подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ является сфера применения и характер оказываемых услуг. Он указал, что возможность применения названной льготы налогоплательщиком, который оказывает услуги в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий и организации аттракционов, не зависит от его организационно-правовой формы и территории деятельности.
Тем не менее представляется, что налогоплательщик (ГЭС) и построенный спорный информационный комплекс не отвечают условиям, установленным Законом N 54-ФЗ, налогоплательщик услуг по смыслу подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ в сфере культуры и искусства не оказывает, следовательно, принятие к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного подрядной организации, правомерно при условии выполнения требований ст. 169, 171 и 172 НК РФ.
Таким образом, при условии выполнения налогоплательщиком требований ст. 169, 171 и 172 НК РФ решение налогового органа в указанной ситуации неправомерно.

Ю.М. Лермонтов,
консультант минфина России

1 августа 2009 г.

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 15, август 2009 г.


Copyright 2010 Гражданское право в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Консультации юристов:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на страницах сайта, у вас есть возможность задать его юристам бесплатно.

Вопросы гражданского права:
Юридические лица, ИП:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация:

а также читайте об этом:


Также можете почитать о:
Гражданское право в вопросах и ответах.
                                                                    Главная                  о проекте...                связь               добавить сайт в закладки >>
Учреждения
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >>