Регистрирующий орган отказал в государственной регистрации юридического лица по причине отсутствия сведений об адресе места нахождения юридического лица в учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, посчитав совпадение заявленного адреса места нахождения общества и адреса места жительства учредителя общества (квартира) противоречащим законодательству.
Правомерен ли в данном случае отказ?

В силу ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, определенный в ст. 12 Закона N 129-ФЗ, является исчерпывающим и включает:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;
- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- учредительные документы юридического лица;
- документ об уплате государственной пошлины.
Пунктом 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). О получении документов регистрирующим органом заявителю выдается расписка с указанием перечня документов.
В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Суды в данном вопросе единогласно признают подобные отказы неправомерными (см, например, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2008 N А21-5259/2008, постановление ФАС Московского округа от 04.08.2008 N КГ-А41/5629-08).
Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлениях от 28.10.2008 N А19-3461/08-35-Ф02-5116/08 и от 07.06.2008 N А19-9638/07-36-Ф02-1873/08, А19-9638/07-36-Ф02-2290/08 пришел к выводу, что указание адреса жилого помещения физического лица в заявлении о государственной регистрации и Уставе в качестве юридического адреса общества не может свидетельствовать о несоответствии поданного заявления требованиям действующего законодательства либо об отсутствии сведений о местонахождении юридического лица.
ФАС Центрального округа в постановлении от 22.11.2007 N А14-4015/07/140/11 посчитал, что физическое лицо как единоличный учредитель и директор общества вправе указать в учредительных документах в качестве адреса места нахождения общества местонахождение постоянно действующего единоличного исполнительного органа, то есть адрес своего места жительства, а у налогового органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
ФАС Центрального округа в постановлении от 28.12.2006 N А14-8114/2006-294/19 сделал вывод о том, что форма заявления Р11001, утвержденная постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, не содержит требования о приложении документов, подтверждающих отнесение адреса постоянно действующего органа к нежилым помещениям.
Третий арбитражный апелляционный суд в постановлении от 27.11.2008 N АЗЗ-12842/2007-03АП-2969/2008 отметил, что указание юридического адреса без уточнения статуса помещения (квартира или офис) не противоречит ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 4, ст. 12 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, исходя из анализа судебной практики приходим к выводу, что отказ в данном случае следует признать неправомерным.

Л.Л. Горшкова,
руководитель Центра методологии
бухгалтерского учета и налогообложения

1 июля 2009 г.

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 13, июль 2009 г.


Copyright 2010 Гражданское право в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Консультации юристов:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на страницах сайта, у вас есть возможность задать его юристам бесплатно.

Вопросы гражданского права:
Юридические лица, ИП:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация:

а также читайте об этом:


Также можете почитать о:
Гражданское право в вопросах и ответах.
                                                                    Главная                  о проекте...                связь               добавить сайт в закладки >>
Общие вопросы деятельности некоммерческих организаций
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >>