В газете было опубликовано изображение Снегурочки, обнимающей бутылку, изображение товарного знака организации, занимающейся производством алкогольной продукции, в правом верхнем углу и надписи в нижней части - "Счастья в Новом году!". В этом сообщении отсутствовало предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции. Административный орган по субъекту Российской Федерации расценил данную информацию как рекламу алкогольной продукции и вынес постановление о привлечении организации к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ. Есть ли в действиях организации состав административного правонарушения?

Согласно ст. 14.3. КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере:
- от 2 тыс. руб. до 2 500 тыс. руб.;
- на должностных лиц - от 4 тыс. руб. до 20 тыс. руб.;
- на юридических лиц - от 40 тыс. до 500 тыс. руб.
Согласно п. 3 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-Ф3) реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (пространства).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 38-Ф3 реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона N 38-Ф3 объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с п. 4 ст. 38 Закона N 38-Ф3 нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 4 ст. 2 Закона N 38-Ф3 специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Согласно п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
ФАС Волго-Вятского округа в своем постановлении от 25.07.2008 N А29-299/2008 указал, что содержание всей статьи направлено на привлечение внимания к двум объектам рекламирования: организации и производимой ей алкогольной продукции, при этом реклама организации явно относится к производимому ей товару, а площадь для размещения информации о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции занижена, следовательно, в действиях организации присутствует состав административного правонарушения.
Таким образом, можно сделать вывод, что в действиях организации в данном случае имеется состав административного правонарушения, так как наличие на данном изображении бутылки ассоциируется у потребителей с алкогольной продукцией, поскольку на изображении присутствует товарный знак организации, занимающейся производством алкогольной продукции.
При этом стоит отметить, что если при публикации газетой принято решение о том, что данная реклама не является рекламой алкогольной продукцией, а организация указывала на необходимость внесения в публикуемую информацию предупреждающей надписи о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, в действиях организации будет отсутствовать состав административного правонарушения, так как она предпринимала меры к предотвращению размещения ненадлежащей рекламы (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2008 N А29-9736/2007).

Л.Л. Горшкова,
руководитель Центра методологии
бухгалтерского учета и налогообложения

1 июля 2009 г.

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 13, июль 2009 г.


Copyright 2010 Гражданское право в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Консультации юристов:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на страницах сайта, у вас есть возможность задать его юристам бесплатно.

Вопросы гражданского права:
Юридические лица, ИП:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация:

а также читайте об этом:


Также можете почитать о:
Гражданское право в вопросах и ответах.
                                                                    Главная                  о проекте...                связь               добавить сайт в закладки >>
Общие вопросы деятельности некоммерческих организаций
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >>