Открытое акционерное общество собирается закрывать свое представительство в связи с отсутствием необходимости в нем. Как проводится ликвидация представительства ОАО?

При подготовке процедуры ликвидации представительства необходимо обратить внимание на следующие моменты:
соблюдение порядка принятия решения о ликвидации;
внесение изменений в устав общества в связи с ликвидацией представительства;
порядок и срок подачи в налоговый орган сообщения о ликвидации обособленного подразделения;
порядок снятия представительства с налогового учета по месту регистрации обособленного подразделения;
порядок передачи обществу активов представительства, учитываемых на его балансе;
реализация трудовых прав работниками представительства при его ликвидации.
Рассмотрим каждый из этих моментов подробно.
Решение о ликвидации представительства. Согласно ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) решение о ликвидации представительства принимается на заседании совета директоров общества большинством голосов членов совета, принимающих участие в заседании (ст. 68 Закона об АО).
Действующим законодательством не установлено обязательных требований к формулировке решения о ликвидации представительства.
Закон также не предусматривает создания специальной ликвидационной комиссии в случае ликвидации представительства. В то же время обязательность ее создания может быть установлена документами, утвержденными решением совета директоров (в частности, положением о представительстве). Состав ликвидационной комиссии утверждается обществом по своему усмотрению, например одновременно с решением совета директоров общества о ликвидации представительства. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами представительства.
Внесение изменений в устав общества. В силу п. 5 ст. 12 Закона об АО изменения, связанные с ликвидацией филиалов и представительств общества, вносятся в устав общества на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) ОАО. Таким образом, право принятия решения о внесении изменений в устав общества в связи с ликвидацией представительства принадлежит совету директоров общества.
Но совет директоров не обладает правом утверждать устав общества в новой редакции. Это полномочие принадлежит общему собранию акционеров ОАО (п. 1 ст. 12, подп. 1 п. 1 ст. 48 Закона об АО). ФАС Центрального округа в Постановлении от 26 сентября 2005 г. по делу N А23-1375/05А-12-111 указал, что для регистрации изменений в уставе общества необходимо наличие в числе документов, представленных в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации),решения общего собрания акционеров об утверждении новой редакции устава.
Изменения, вносимые в устав общества в связи с ликвидацией представительства, могут быть включены в текст решения о ликвидации представительства либо утверждаться отдельным решением.
Уведомление о ликвидации представительства. Сообщение об изменениях в уставе общества представляется органу государственной регистрации*(1) в уведомительном порядке (п. 6 ст. 5 Закона об АО и ст. 19 Закона о госрегистрации). Порядок регистрации внесенных в учредительные документы изменений предполагает, что они приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях. Следовательно, представительство признается ликвидированным с момента уведомления регистрирующего органа об изменениях в уставе общества.
Для регистрации изменений в уставе, связанных с ликвидацией представительства, в регистрирующий орган по местонахождению общества необходимо представить:
уведомление о внесении изменений в учредительные документы (по форме N Р13002*(2));
решение о внесении изменений в учредительные документы общества;
вносимые в учредительные документы общества изменения (либо непосредственно включенные в текст решения, либо изложенные в отдельном документе, который утвержден решением совета директоров);
документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
В течение пяти дней с момента получения указанных документов регистрирующий орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и выдает обществу свидетельство по форме N Р50003*(2).
После ликвидации представительства все права и обязанности по обязательствам, связанным с его деятельностью, несет общество. Это следует из п. 5 ст. 5 Закона об АО: представительство осуществляет деятельность от имени создавшего его общества, которое и несет ответственность за деятельность представительства.
Общество обязано в срок не позднее одного месяца со дня ликвидации представительства письменно сообщить об этом налоговому органу по своему местонахождению (п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщение подается в произвольной форме, поскольку рекомендуемая форма для него не утверждена.
Снятие представительства с налогового учета. Заявление о снятии с учета юридического лица в налоговом органе по местонахождению обособленного подразделения подается по форме N 09-1-4*(3). Снятие с учета осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления (п. 5 ст. 84 НК РФ).
Порядок передачи активов, учитываемых на балансе представительства. Все имущество, числящееся на балансе представительства (как закрепленное за ним обществом, так и приобретенное в процессе хозяйственной деятельности), после его ликвидации передается обществу. Обязательных требований как к порядку передачи активов, так и к составлению каких-либо документов, оформляющих такую передачу, нет. По нашему мнению, необходимо составить опись всех активов представительства и затем передать их по акту приемки-передачи от одного материально ответственного лица другому (например, от главного бухгалтера представительства главному бухгалтеру общества). То же относится и к документам представительства: их целесообразно передавать по акту с приложением подробной описи. Такой порядок передачи позволит минимизировать риск утраты имущества и документов в процессе ликвидации представительства.
Реализация трудовых прав работников представительства. При прекращении деятельности представительства организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками структурного подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации (ст. 81 ТК РФ).
Если общество и его представительство находятся в одной местности, применяются положения ст. 72, 73 ТК РФ. Переводом по инициативе работодателя является в том числе перевод на другую постоянную работу в той же организации, т.е. изменение трудовой функции или существенных условий трудового договора (ст. 72 ТК РФ).
Согласно ст. 57 ТК РФ место работы является одним из существенных условий трудового договора, изменение которых по инициативе работодателя допускается по причинам, связанным с изменением организационных и технологических условий труда (ст. 73 ТК РФ). По нашему мнению, ликвидацию представительства, расположенного в одной местности с организацией, можно отнести к изменениям организационных условий труда.
О ликвидации подразделения и связанном с ней переводе работодатель обязан письменно уведомить его сотрудников за два месяца. Перевод допускается только с письменного согласия работника, которое должно оформляться как отдельный документ. Сотруднику представительства может быть подготовлено письменное предложение о смене места работы по причине изменения организационных условий труда, подписанное самим работодателем (директором представительства) или лицом, уполномоченным на оформление трудовых отношений с работниками. В предложении следует предусмотреть реквизит "С переводом согласен" и место для росписи работника. Этот документ рекомендуется оформлять в двух экземплярах, один из которых (с росписью работника) сохраняется у общества и служит основанием для оформления приказа (распоряжения) о переводе и дополнительного соглашения к трудовому договору с работником.
Если работника не устраивают новые условия труда, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся в организации работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья, а при ее отсутствии - вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья. При отсутствии такой работы или если работник отказался от предложенной ему вакансии, по истечении двух месяцев со дня предупреждения об изменениях организационных условий труда трудовой договор с ним расторгается на основании п. 7 ст. 77 ТК РФ.
Кроме того, в рассматриваемой ситуации возможно применить абз. 3 ст. 72 ТК РФ: при перемещении на работу в другое структурное подразделение организации в той же местности, если это не влечет за собой изменения трудовой функции и существенных условий трудового договора, согласие работника не требуется. Разъяснения этой нормы ТК РФ содержатся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации": если в трудовом договоре рабочее место сотрудника было определено с указанием конкретного структурного подразделения (представительства), то изменение структурного подразделения организации (как места работы) возможно лишь с его письменного согласия, поскольку в указанном случае это влечет за собой изменение существенного условия трудового договора (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Если структурное подразделение в трудовом договоре не указано, то такое изменение не будет изменением существенных условий договора и при отсутствии существенного ухудшения транспортной доступности места работы согласие работника в такой ситуации не требуется.
Однако, по нашему мнению, в данной ситуации предпочтительнее воспользоваться ст. 73 ТК РФ, так как, во-первых, в этом случае обязательно учитывается мнение работника, а во-вторых, структурное подразделение относится к числу существенных условий трудового договора и должно быть в нем указано (ст. 57 ТК РФ).
При переводе работников вносить изменения в штатное расписание общества не требуется. У представительства нет полномочий на утверждение своего штатного расписания, вся структура и предусмотренное количество работников должны содержаться в штатном расписании общества, утвержденном его генеральным директором.

Е.А. Шигидина,
А.С. Ермоленко,
юристы компании "ФБК"

1 октября 2006 г.

"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 10, октябрь 2006 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 органами, уполномоченными регистрировать вносимые в устав изменения, являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные инспекции.
*(2) Формы утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.
*(3) Форма утверждена приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178.

Copyright 2010 Гражданское право в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Консультации юристов:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на страницах сайта, у вас есть возможность задать его юристам бесплатно.

Вопросы гражданского права:
Юридические лица, ИП:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация:

а также читайте об этом:


Также можете почитать о:
Гражданское право в вопросах и ответах.
                                                                    Главная                  о проекте...                связь               добавить сайт в закладки >>
Учредительные документы акционерного общества
Страница >> 1 >>