Налоговая инспекция уклоняется от проведении проверки ООО в связи с его добровольной ликвидацией в порядке, предусмотренном ст.87 НК РФ. Мы решили обратиться в арбитражный суд с иском признать неправомерным ее бездействие. Как это грамотно сделать?

Обязательным на практике условием при ликвидации организации является снятие с учета в налоговом органе по месту ее нахождения. Хотя формально Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц утвержден закрытый перечень документов, представляемых при ликвидации юридических лиц, который не может быть произвольно дополнен.
Согласно п.5 ст.84 НК РФ снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления по форме, утвержденной Приказом МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309 (Приложение N 12).
При подаче налогоплательщиком-организацией заявления о снятии с учета в инспекцию должны быть представлены Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, Уведомление о постановке на учет (при снятии с учета обособленного подразделения, недвижимого имущества, транспортного средства) и копии заверенных в установленном порядке документов, подтверждающих ликвидацию организации, закрытие обособленного подразделения, прекращение права собственности на недвижимое имущество, транспортное средство (Приложение N 13 вышеуказанного Приказа).
При этом под копиями заверенных в установленном порядке документов, подтверждающих ликвидацию организации, очевидно, должны пониматься следующие документы:
копии объявления в средствах массовой информации (периодических изданиях) о ликвидации;
копии ликвидационного баланса, утвержденного учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица;
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ, по месту нахождения на территории РФ и все уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, выданные организации налоговыми органами по месту нахождения ее филиалов (представительств), недвижимого имущества, транспортных средств.
Если налогоплательщику-организации, поставленному на учет до 1 января 1999 г., свидетельство о постановке на учет не выдавалось, то представляются первые экземпляры Карты постановки на учет налогоплательщика-организации, выданные как по месту ее учета, так и по месту учета филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений, являвшихся самостоятельными налогоплательщиками до 1 января 1999 г.
При отсутствии какого-либо из перечисленных выше документов ликвидационной комиссии письменно сообщаются замечания с указанием конкретного срока представления в налоговую инспекцию недостающих документов.
Если у налогоплательщика-организации, подавшей заявление о снятии с учета в связи с ликвидацией, задолженности по платежам в соответствующие бюджеты нет, то налоговый орган выдает ликвидатору информационное письмо о снятии с учета в налоговом органе налогоплательщика-организации в связи с ее ликвидацией.
В соответствии с абз.3 ст.87 Налогового кодекса РФ повторная выездная налоговая проверка по одним и тем же налогам, уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, допускается в связи с его ликвидацией.
Однако ни Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", ни Налоговый кодекс РФ прямо не устанавливают, во-первых, обязательность такой проверки, а во-вторых, срок, в течение которого налоговые органы обязаны провести такую проверку.
Тем не менее на практике проведение такой проверки является, как правило, обязательным, а сама проверка (опосредованно можно сделать такой вывод) должна быть произведена налоговыми органами в 14-дневный срок.
Указанная неопределенность является причиной многочисленных случаев обжалования действий налоговой инспекции либо отказывавшей в снятии с налогового учета в связи с наличием недоимки по налогам и сборам, либо не предпринимавшей никаких конкретных действий по снятию организации с учета (бездействие).
В качестве примера приведем несколько постановлений кассационной инстанции ФАС МО Российской Федерации. Из арбитражной практики:
Постановление ФАС МО РФ от 31 октября 2002 г. по делу N КА-А41/7085-02 по иску СПК "Хлебное" к Инспекции МНС России г. Павловский Посад о признании действий ИМНС по отказу в снятии с учета в налогом органе СПК "Хлебное" в связи с его ликвидацией неправомерными и обязании ИМНС снять с учета СПК "Хлебное" в течение 14 дней после вступления решения в законную силу.
В постановлении кассационной инстанции указано, что "поскольку Налоговым кодексом не предусмотрено представление каких-либо дополнительных документов и требований для снятия с учета при ликвидации организации, судом первой инстанции бездействие налогового органа, выразившееся в непроизведении действий по снятию с учета истца, правомерно признано незаконным, нарушающим права истца".
Постановление ФАС МО РФ от 19 июня 2001 г. по делу N КА-А40/2969-01 по иску АОЗТ "Союз - Курорт" к Инспекции МНС РФ N 7 ЦАО г. Москвы о снятии с налогового учета.
Кассационная инстанция указала, что "доводы представителей ИМНС в жалобе о необходимости завершения налоговой проверки истца (АОЗТ "Союз - Курорт"), и только после этого, возможно, тот будет снят с учета, являются несостоятельными, поскольку не основаны на законе".
Постановление ФАС МО РФ от 1 марта 2002 г. по делу N КА-А40/922-02 по иску ЗАО "Юстдор" к Инспекции МНС РФ N 2 по ЦАО г. Москвы о снятии с налогового учета.
В указанном постановлении кассационной инстанции сказано, что "доводы в жалобе представителей ИМНС о том, что налоговая инспекция не имела возможности провести проверку истца, чтобы снять организацию с налогового учета, признаются несостоятельными, поскольку в случае ликвидации организации в соответствии со ст.84 НК РФ снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления. Зависимость между проведением проверки и правом налогоплательщика на снятие с учета законом не предусмотрена".
С учетом изложенного представляется, что в целях соблюдения формальной процедуры ликвидации необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением о снятии ООО с налогового учета и только в случае нарушения налоговым органом сроков снятия ООО с налогового учета имеет смысл рассматривать возможность обращения в арбитражный суд с иском о признании неправомерным бездействия налоговой инспекции, выразившегося в уклонении от снятия ООО с налогового счета.

А. Ситников,
ст. юрист юридической компании
"Пепеляев, Гольцблат и партнеры"

1 июня 2003 г.

Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 26, июнь 2003 г.

Copyright 2010 Гражданское право в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Консультации юристов:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на страницах сайта, у вас есть возможность задать его юристам бесплатно.

Вопросы гражданского права:
Юридические лица, ИП:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация:

а также читайте об этом:


Также можете почитать о:


Политика конфиденциальности:
Политика конфиденциальности
Гражданское право в вопросах и ответах.
                                                                    Главная                  о проекте...                связь               добавить сайт в закладки >>
Общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >>