Земельный участок был предоставлен федеральному государственному унитарному предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования. Затем данное предприятие было реорганизовано в форме преобразования в ОАО (далее - налогоплательщик).
Налогоплательщик указанный земельный участок при уплате земельного налога не учитывал, поскольку участок относится к имуществу, не подлежащему приватизации, по распоряжению территориального управления Росимущества. В связи с этим предоставленное право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекратилось с даты издания названного распоряжения. К налогоплательщику право постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком не перешло. Собственником земельного участка является Российская Федерация.
При камеральной проверке авансового расчета по земельному налогу налоговый орган установил, что налогоплательщиком неправомерно не учтен земельный участок, и в связи с этим налогоплательщику были доначислены налог и пени. При этом налоговый орган рассматривал ситуацию в момент, когда процесс приватизации еще не завершился и когда общество являлось правопреемником предприятия, за которым сохранялось право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком до завершения процесса приватизации.
Правомерно ли решение налогового органа?

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками налога на землю признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Как гласит п. 3 ст. 268 Гражданского кодекса РФ, установлено, что в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) определено, что открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится его правопреемником. От налогоплательщиков, ставших правопреемниками предприятия, пункты 1, 2, 3, 9 ст. 50 НК РФ требуют исполнения обязанности по уплате налогов с соблюдением установленных для этого сроков.
В соответствии с ч. 4 ст. 11 Закона N 178-ФЗ при приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов указанного предприятия, изымается собственником.
В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ). Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса (то есть до 2002 года), сохраняется. При этом юридические лица (за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ) обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки до 1 января 2010 года (Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Поэтому по общему правилу в случае реорганизации за правопреемником сохраняется право пользования земельным участком (то есть передается право пользования земельным участком на тех же условиях) с последующим правом выкупа в собственность или оформлением права пользования на условиях аренды земельных участков, предоставленных реорганизованным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В то же время следует учитывать, что имущество приватизируемого предприятия бывает двух видов - подлежащее и, соответственно, не подлежащее приватизации. Определение состава имущества, не подлежащего приватизации, осуществляется на основании решений Правительства РФ об исключении отдельных видов активов из состава имущества, подлежащего приватизации, а также других нормативных правовых актов по приватизации.
Как указывают суды, Закон N 178-ФЗ не содержит требований о том, что при преобразовании унитарного предприятия в акционерное общество приватизации подлежит весь имущественный комплекс унитарного предприятия (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.10.2006, 10.10.2006 N Ф03-А04/06-1/2681).
В постановлении ФАС Уральского округа от 25.06.2008 N Ф09-4523/08-С3 суд указал на то, что наличие либо отсутствие перехода прав на земельный участок к созданному юридическому лицу не влияет на исполнение им обязанности юридического лица, прекратившего существование, по уплате налога и пени. Налогоплательщик является правопреемником реорганизованного в форме преобразования предприятия, за которым сохранялось право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком до завершения процесса приватизации. Следовательно, налогоплательщик обязан был исчислять и уплачивать земельный налог.
Таким образом, решение налогового органа в данном случае следует признать правомерным.

Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России

1 сентября 2009 г.

"Советник бухгалтера", N 9, сентябрь 2009 г.


Copyright 2010 Гражданское право в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Консультации юристов:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на страницах сайта, у вас есть возможность задать его юристам бесплатно.

Вопросы гражданского права:
Юридические лица, ИП:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация:

а также читайте об этом:


Также можете почитать о:
Гражданское право в вопросах и ответах.
                                                                    Главная                  о проекте...                связь               добавить сайт в закладки >>
Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц и предпринимателей
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >>