Организация работает по договорам комиссии, являясь комитентом. Комиссионеры, в большинстве применяющие УСН с объектом обложения "доходы", перечисляют комитенту предоплату в размере 100% за товар из собственных средств, так как они являются объектами розничной торговли. Организацию не интересует общий порядок налогового учета комитентом (в целях налогообложения прибыли и НДС) полученных им денежных средств от комиссионера. Существует ли вероятность претензий со стороны контролирующих органов и переквалификации ими договора комиссии в иной договор (например, купли-продажи), в результате чего налогоплательщик будет привлечен к ответственности? В частности, речь идет о моменте определения налоговой базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.

По мнению специалистов, наличие в договоре условия об оплате "не позднее определенного срока" может послужить основанием для переквалификации договора комиссии в договор купли-продажи, поскольку в таком договоре отсутствуют условия, свойственные комиссионным отношениям. Именно на это указывается в п. 1 Приложения к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 г. N 85 (далее - Приложение), обобщившем практику разрешения споров о применении договоров комиссии. В то же время только это обстоятельство не позволяет однозначно судить о мнимости и недействительности договора комиссии, содержащего такое условие, поскольку перечисление комиссионером комитенту денежных средств до реализации переданного на комиссию имущества свидетельствует об исполнении договора за счет комиссионера и противоречит правовой природе комиссионных отношений при отсутствии соглашения сторон об авансировании комиссионером комитента.
Согласно п. 7 Приложения в случае выдачи комиссионером аванса комитенту в счет будущих поступлений от реализации товара, принадлежащего комитенту, применяются правила гражданского законодательства о коммерческом кредите. В этом случае помимо комиссионного вознаграждения комиссионер получает дополнительный налогооблагаемый доход от предоставления в пользование денежных средств.
Комитенту подобное изменение договора грозит предъявлением налоговым органом претензий по поводу занижения налоговой базы по налогу на прибыль в момент отгрузки товаров посреднику, а также по НДС.
В ряде случаев налоговые органы, пользуясь предоставленной им подпунктом 3 п. 2 ст. 45 НК РФ возможностью, изменяют юридическую квалификацию сделки, что приводит к взысканию доначисленного в связи с этим налога в судебном порядке. Свидетельство тому - обширная арбитражная практика (Определение ВАС РФ от 22.02.2008 г. N 1661/08, Северо-Западного округа от 03.04.2009 г. N А05-6582/2008, Восточно-Сибирского округа от 17.06.2008 г. N А19-24131/06-51-32-02-2539/2008), анализ которой позволяет сделать следующий вывод.
При рассмотрении споров, предметом которых является привлечение налоговыми органами налогоплательщиков к ответственности, суды (руководствуясь разъяснениями Пленума ВАС РФ, данным в Постановлении от 12.10.2006 г. N 53) исходят из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики, предполагая, что действия налогоплательщика экономически оправданы (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.02.2009 г. N А56-20392/2008 и от 25.12.2008 г. N А56-19422/2008).
Зачастую суды приходят к выводу, что действия налоговой инспекции по переквалификации договора комиссии в иной договор противоречат нормам законодательства в связи с отсутствием оснований для этого. Такие выводы делаются ими с учетом фактов, доказывающих реальное исполнение налогоплательщиком договоров комиссии.
В аналогичном споре (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.02.2009 г. N А19-7871/08-30-04АП-3049/2008-Ф02-275/2009) суд счел, что наличие в договоре комиссии условия предоплаты 100% не является основанием для переквалификации его в иной договор (купли-продажи). По мнению судей, наличие в договоре комиссии условия относительно предоплаты, в том числе и относительно 100-процентной предоплаты, не может повлиять на переквалификацию договора комиссии в договор купли-продажи, поскольку ключевым отличием договора купли-продажи, предметом которого является реализация товаров, от договора комиссии является условие о переходе права собственности к контрагенту (п. 1 ст. 454 ГК РФ), то есть договор комиссии предполагает, что комиссионер лишь оказывает продавцу услуги по заключению договора с покупателями.
В то же время некоторые суды поддерживают позицию налогового органа о переквалификации договора комиссии в договор купли-продажи (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25.06.2008 г. N Ф04-3204/2008(5460-А03-41), Волго-Вятского округа от 10.12.2003 г. N А31-223/13).
На наш взгляд, существует вероятность того, что налоговые органы в ходе проводимых проверок самостоятельно произведут переквалификацию договора комиссии, содержащего условие о предоплате комиссионера. Налоговый орган имеет возможность произвести перерасчет налоговых обязательств налогоплательщика на основании проведенной им переквалификации, отразить недоимку, пени и штраф в решении по результатам проверки, выставить на указанную сумму требование об уплате.
При отказе налогоплательщика добровольно уплатить сумму налога проверяющие могут взыскать ее только лишь путем обоснования произведенной ими переквалификации сделок налогоплательщика в суде (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. N 5).
Если суд на основании оценки доказательств, представленных налоговым органом и налогоплательщиком, придет к выводу, что налогоплательщик для целей налогообложения не учел операции либо учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, он определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика исходя из подлинного экономического содержания данной операции или совокупности операций в их взаимосвязи (п. 7 Постановления ВАС РФ от 10.04.2008 г. N 22).
В то же время налогоплательщики при об жаловании в судебном порядке решений налоговых органов вправе сослаться на нарушение налоговым органом порядка взыскания налогов, пени и штрафов в случае переквалификации сделок (Постановление ФАС Поволжского округа от 01.04.2004 г. N А55-9086/03-5).

Эксперты службы Правового консалтинга компании "ГАРАНТ"

Информация

Если вы на "упрощенке"

- Организация, применяющая УСН (доходы минус расходы), при заполнении налоговой декларации не должна включать в общую величину расходов фактически перечисленные суммы НДФЛ. При этом суммы НДФЛ, удерживаемые с доходов работников, учитываются в расходах организации в составе начисленных сумм оплаты труда (Письмо Минфина России от 25.06.2009 г. N 03-11-09/225).
- Возвращенные налогоплательщикам из бюджета суммы излишне уплаченных налогов не учитываются при определении объекта налогообложения в виде доходов, так как эти суммы не являются экономической выгодой.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие УСН, не учитывают при определении объекта налогообложения в составе доходов суммы возврата излишне уплаченных налогов (Письмо Минфина России от 22.06.2009 г. N 03-11-06/2/106).

Налог на прибыль

- Расход в виде процентного (купонного) дохода, начисленного за время открытия короткой позиции, учитывается в расходах на конец соответствующего отчетного периода, если в данном отчетном периоде не произошло закрытия короткой позиции, либо на дату закрытия короткой позиции при определении налоговой базы, к которой применяется налоговая ставка, предусмотренная п. 1 ст. 284 НК РФ (Письмо Минфина России от 22.06.2009 г. N 03-03-06/2/123).
- Организация, реорганизованная путем преобразования, должна начать уплачивать ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль по истечении полного квартала с даты государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. если организация была реорганизована до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения реорганизации. Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником в порядке, установленном ст. 50 НК РФ. При исполнении указанной обязанности правопреемник несет все установленные законодательством о налогах и сборах обязанности реорганизованного юридического лица - налогоплательщика, в том числе обязанность по представлению налоговым органам документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты соответствующих налогов, и иных документов, необходимых для проведения налоговой проверки (Письмо Минфина России от 22.06.2009 г. N 03-03-06/1/420).

1 августа 2009 г.

"Аудит и налогообложение", N 8, август 2009 г.


Copyright 2010 Гражданское право в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Консультации юристов:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на страницах сайта, у вас есть возможность задать его юристам бесплатно.

Вопросы гражданского права:
Юридические лица, ИП:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация:

а также читайте об этом:


Также можете почитать о:
Гражданское право в вопросах и ответах.
                                                                    Главная                  о проекте...                связь               добавить сайт в закладки >>
Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц и предпринимателей
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >>