Может ли налоговый орган отказать кооперативу во внесении изменений (не связанных с внесением изменений в учредительные документы) в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, если посчитает, что созыв и проведение общего собрания членов кооператива, на котором были приняты решения об изменении сведений, осуществляло нелегитимное правление кооператива, а из протокола внеочередного общего собрания членов кооператива следует, что оно было проведено составом правления, об избрании которого налоговый орган не был уведомлен?

Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации) для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в его учредительные документы, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации). При регистрации заявителями могут являться следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от его имени. Согласно п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Исполнительными органами кооператива являются его председатель и правление (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"). Если число членов кооператива менее 25, уставом кооператива может быть предусмотрено избрание только председателя и его заместителя. Созывать годовое и внеочередное общие собрания членов кооператива обязано правление, а в случае приостановления его полномочий - наблюдательный совет кооператива (п. 2 ст. 21 Закона N 193-ФЗ). В силу п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации отказ в регистрации допускается в случае непредставления определенных этим Законом необходимых документов.
Следовательно, налоговый орган в данном случае мог отказать кооперативу во внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, так как общее собрание членов кооператива, на котором принимается решение о внесении изменений, должно проводиться легитимным правлением кооператива, в чем налоговый орган не был удостоверен. Правомерность такого вывода подтверждается арбитражной практикой (см. Постановления Десятого ААС от 15 мая 2008 г. по делу N А41-К2-23345/07 и ФАС Московского округа от 22 сентября 2005 г. по делу N КГ-А41/8901-05).

Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России

15 января 2009 г.

"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 2, январь 2009 г.


Copyright 2010 Гражданское право в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Консультации юристов:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на страницах сайта, у вас есть возможность задать его юристам бесплатно.

Вопросы гражданского права:
Юридические лица, ИП:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация:

а также читайте об этом:


Также можете почитать о:
Гражданское право в вопросах и ответах.
                                                                    Главная                  о проекте...                связь               добавить сайт в закладки >>
Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >>