Органом, уполномоченным на размещение муниципального заказа, был проведен конкурс на право поставки фруктов, овощей и картофеля для нужд учреждений муниципального образования.
Организация подала заявку на участие в данном конкурсе. Однако конкурсная комиссия отказала ей в допуске к участию в открытом конкурсе на основании того, что в соответствии с представленными организацией в составе конкурсной заявки сведениями и выписками из ЕГРЮЛ о видах экономической деятельности, которыми она занимается, ей разрешена розничная, а не оптовая торговля фруктами, овощами и картофелем.
Правомерен ли отказ в допуске к участию в конкурсе в указанной ситуации?

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в случае:
1) непредоставления документов, определенных ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ;
2) несоответствия требованиям, установленным в статье 11 Закона N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов;
3) невнесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации;
4) несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы.
Закон не допускает никаких других "причин" для отказа в допуске к участию в торгах, кроме указанных выше (ч. 2 ст. 12 Закона N 94-ФЗ).
При размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа:
1) соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;
2) непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие соответствующего решения арбитражного суда о признании участника банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении него;
3) неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном КоАП РФ, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;
4) отсутствие у участника задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или аукционе не принято.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
При этом в силу п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 2 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
На основании п. 2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения и документы о юридическом лице, в частности сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
Правительство РФ, утвердив постановлением от 10.11.2003 N 677 Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, указало, что с 2004 года определение вида деятельности по ОКВЭД организациями осуществляется самостоятельно.
Согласно ОКВЭД предусмотрены следующие коды:
51.31 - Оптовая торговля фруктами, овощами и картофелем
52.21 - Розничная торговля фруктами, овощами и картофелем
ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 24.05.2006 N Ф04-850/2006(22654-А27-34) разъяснил, что коды ОКВЭД предназначены для целей государственной статистики.
Таким образом, коды ОКВЭД предназначены исключительно для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.
ФНС России в письме от 26.09.2005 N ВЕ-6-09/795@ разъяснила, что законодательством о государственной регистрации не предусмотрена обязанность в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств представлять в регистрирующий орган сведения о видах экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности) в случае их отсутствия в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Судебная практика также исходит из того, что организация при осуществлении нового вида деятельности не обязана поставить в известность об этом налоговый орган (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 06.02.2006 N Ф04-65/2006(19269-А45-6), от 23.08.2006 N Ф04-4302/2006(24413-А27-34)).
Из изложенного можно сделать вывод, что организация должна самостоятельно определять коды осуществляемых видов экономической деятельности на основании ОКВЭД и отсутствие в ЕГРЮЛ сведений об определенных кодах ОКВЭД, которые соответствуют осуществляемой организацией деятельности, не является запретом на ее осуществление (см. также постановление ФАС Поволжского округа от 02.09.2004 N А72-5150/04-8/484).
При этом, как видно из приведенных положений Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом, и право на осуществление того или иного вида экономической деятельности, не требующего лицензирования, не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у организации соответствующего кода ОКВЭД, внесенного в установленном порядке в ЕГРЮЛ.
Таким образом, отсутствие у лица соответствующего кода ОКВЭД, внесенного в установленном порядке в Единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа лицу в допуске к участию в размещении заказов, следовательно, отказ в допуске организации к участию в конкурсе в указанной ситуации неправомерен.
Подобную точку зрения высказал ФАС Поволжского округа в постановлении от 31.03.2009 по делу N А12-7267/08, отметив, что открытый конкурс должен быть обеспечен каждому лицу. Положения конкурсной документации, устанавливающие необходимость наличия в уставе предприятия видов деятельности, связанных с оказанием определенных услуг, являются незаконными. Суд отметил также, что в открытом конкурсе может участвовать любое лицо, при этом доступ к участию в конкурсе должен быть обеспечен каждому лицу, имеющему намерения оказывать услуги в соответствующей сфере.

От редакции
Что еще нового произошло в области госзакупок? Прежде всего, необходимо упомянуть о том, что установлена начальная цена контракта. Правительство РФ, выпустив постановление от 17.03.2009 N 237, тем самым установило начальную (максимальную) цену контракта (цену лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере 15 млн. рублей.
Кроме того, внесены изменения в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержденный постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 642.
Также Минэкономразвития России в письме от 20.02.2009 N Д05-919 разъяснило некоторые положения Закона о закупках, указав, в частности, что при нулевой начальной цене контракта заказчик вправе самостоятельно установить "шаг аукциона" (определить величину изменения предложения о цене контракта в денежном выражении).

Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России

1 мая 2009 г.

"Советник бухгалтера", N 5, май 2009 г.


Copyright 2010 Гражданское право в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Консультации юристов:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на страницах сайта, у вас есть возможность задать его юристам бесплатно.

Вопросы гражданского права:
Юридические лица, ИП:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация:

а также читайте об этом:


Также можете почитать о:
Гражданское право в вопросах и ответах.
                                                                    Главная                  о проекте...                связь               добавить сайт в закладки >>
Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >>