Вопросы и ответы

Сроки подачи налоговых деклараций уже истекли, а вопросы, связанные с ведением и представлением налоговой отчетности остались, во всяком случае, они преобладают в читательской почте. Выбивается из общего ряда только один вопрос - о порядке оформления документов для временного проживания в доме престарелых и о последствиях такого решения для пожилого человека.

В трехкомнатной неприватизированной квартире прописано три человека: отец (инвалид), его сын и внук. Сын хочет определить отца в дом престарелых. Отец в принципе не возражает, но беспокоится, останется ли за ним право проживания в ней, не снимут ли его с регистрационного учета в связи с переездом в дом престарелых. Может ли он вернуться из дома престарелых на прежнее место жительства? И еще один вопрос. Какие существуют правила помещения в дом престарелых, какие документы необходимы? Возможно ли временное проживание в доме престарелых?
1. Разберем сначала вопросы о правилах и порядке помещения в дом престарелых и инвалидов. В соответствии со ст.27 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I (с последними изменениями от 2 декабря 2000 г.) нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности - на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения.
Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб (ч.1 ст.7 Закона РФ от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с последними изменениями от 10 и 25 июля 2002 г.). Согласно ч.3 ст.7 этого Закона каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.
О социальном обслуживании в стационарных учреждениях говорится в ст.10 Закона об основах социального обслуживания населения: "Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровью условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга".
В соответствии со ст.9 Закона РФ от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" социальное обслуживание "осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг. Помещение в стационарное учреждение социального обслуживания производится на основании личного добровольного письменного заявления граждан пожилого возраста и инвалидов и подтверждается их подписью".
Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается на основаниях и в порядке, предусмотренных ст.15 Закона о социальном обслуживании граждан.
Согласно ст.15 Закона граждане пожилого возраста и инвалиды могут быть помещены без их согласия в учреждения социального обслуживания только в случаях, если они:
- лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей;
- при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (например, утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению);
- признаны в установленном законом порядке недееспособными.
Вопрос о помещении граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарное учреждение социального обслуживания без их согласия по вышеприведенным основаниям решается только судом по представлению органов социальной защиты населения.
Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1978 г. N 202 было утверждено Типовое положение о доме для престарелых и инвалидов. Оно сохраняет свое действие и по сей день. Согласно п.1 Положения дом для престарелых и инвалидов является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.
В зависимости от типа такие учреждения имеют следующие наименования: "Дом-интернат", "Пансионат ветеранов труда", "Психоневрологический интернат", "Детский дом-интернат".
Пункт 5 Положения устанавливает, что районный или городской отдел социального обеспечения организует выявление граждан, нуждающихся в помещении в дом-интернат, и оформление документов для направления в эти учреждения, а также обеспечивает бытовое и трудовое устройство граждан при выбытии их из дома-интерната и осуществляет в пределах своей компетенции контроль и практическую помощь в деятельности домов-интернатов. Согласно п.15 Положения дом-интернат осуществляет: прием престарелых граждан и инвалидов и активное содействие их адаптации в новой обстановке и жизни коллектива; бытовое обслуживание, предоставление им согласно утвержденным нормам благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви; организацию рационального и диетического питания с учетом возраста и состояния здоровья; уход (надзор) за престарелыми и инвалидами, создание благоприятного микроклимата и режимов обслуживания (содержания).
Условия приема, содержания и выписки из дома-интерната определены в главе III Типового положения о доме для престарелых и инвалидов. Согласно п.17 Положения в дом-интернат принимаются на государственное обеспечение престарелые и инвалиды, нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи, которым пребывание в доме-интернате не противопоказано в соответствии с Инструкцией "Медицинские показания и противопоказания к приему в дом-интернат" (утверждена Министерством здравоохранения СССР), не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.
Согласно п.18 Положения в дом-интернат и пансионат ветеранов труда принимаются граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды I и II групп старше 18 лет. Прием в дом-интернат производится по путевке вышестоящей организации, которая выдается на основании заявления о приеме в дом-интернат и медицинской карты, оформляемых соответственно отделом социального обеспечения и учреждением здравоохранения.
При наличии свободных мест в доме-интернате престарелые и инвалиды могут приниматься на временное проживание сроком от 2 до 6 месяцев на общих основаниях. Согласно п.20 Положения пенсионерам, проживающим в доме-интернате, пенсия выплачивается в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, при переходе пенсионера на постоянное или временное (до 6 месяцев) проживание в дом престарелых размер и порядок получения пенсии не меняется. Граждане, проживающие в доме-интернате, с разрешения администрации могут пользоваться принадлежащими им вещами.
Согласно п.26 Положения временное выбытие престарелых и инвалидов из дома-интерната по личным мотивам разрешается с согласия директора на срок не более 1 месяца. Разрешение о временном выбытии может быть дано с учетом заключения врача о возможности выезда и при наличии письменного обязательства принимающих родственников или других лиц об обеспечении ухода за престарелым или инвалидом.
Согласно п.27 Положения выписка престарелого или инвалида из дома-интерната производится с разрешения вышестоящей организации (по подчиненности) при наличии жилой площади, средств к существованию и возможности самообслуживания или при наличии родственников, которые могут его содержать и обеспечить необходимый уход за ним, в следующих случаях:
- по личному заявлению престарелого или инвалида;
- в случае установления III группы инвалидности при очередном переосвидетельствовании инвалида I или II группы;
- за систематическое нарушение правил внутреннего распорядка.
Что касается временного проживания в доме-интернате, то его особенности регулирует приказ Минсоцобеспечения РСФСР от 19 января 1982 г. N 8 "О порядке приема престарелых и инвалидов в дома-интернаты на временное проживание".
Прием производится в соответствии с Инструкцией о медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты (утверждена Министерством здравоохранения СССР и согласована с Госкомтрудом СССР 5-7 сентября 1978 г. N 06-14/12/2495-МК) по путевке Министерства социального обеспечения АССР, краевого, областного, Ленинградского (Санкт-Петербургского) городского отделов социального обеспечения, Московского городского управления социального обеспечения.
Путевка выдается на основании тех же документов, которые предусмотрены для престарелых и инвалидов, принимаемых в дома-интернаты на постоянное проживание.
2. Ответ на вопрос, теряет ли гражданин пожилого возраста или инвалид, поселяясь в доме для престарелых (доме-интернате), право на проживание в квартире государственного, муниципального или общественного жилищного фонда, дан в ст.12 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Согласно этой статье граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания сохраняют занимаемые ими по договору найма или аренды жилые помещения в домах государственного, муниципального или общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, - в течение всего времени пребывания в этом учреждении. Если в связи с помещением в дом престарелых гражданин освободил жилое помещение, то в случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении шести месяцев он имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если ему не может быть возвращено ранее занимаемое им жилое помещение.
Итак, в статье указаны два случая: когда инвалид проживает в квартире с родственниками; когда инвалид проживает в квартире один. Обратите внимание, что в обоих случаях имеется в виду неприватизированное жилье.
Поскольку, как сказано в письме, в квартире остаются проживать сын и внук инвалида, инвалид не теряет право на эту жилплощадь. Более того, она сохраняется за ним в течение всего периода проживания в доме-интернате и снять его с регистрационного учета в квартире никто не имеет права. При желании вернуться в квартиру, где он прописан, инвалид вправе это сделать после оформления всех необходимых документов по выписке из дома престарелых.
Во втором случае, когда инвалид живет один, за ним сохраняется право на неприватизированную жилплощадь только полгода. Если инвалид по истечении 6месяцев решил выписаться из дома для престарелых, он имеет право на внеочередное предоставление жилья из государственного или муниципального жилого фонда, если ему невозможно вернуть ранее занимаемое жилье.

Скажите, пожалуйста, нужно ли организациям - плательщикам единого налога при упрощенной системе налогообложения вести бухгалтерский учет в полном объеме, т.е. так же, как тем, кто используют общий режим налогообложения?
Бухгалтерский и налоговый учет представляют собой две самостоятельные системы, преследующие разные цели и интересы и имеющие собственную законодательную базу. Законодательство о бухгалтерском учете состоит из Закона РФ от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Согласно прежней редакции п.1 ст.4 Закона о бухгалтерском учете, действовавшей до 1 января 2003 г., его действие распространялось на все организации, находящиеся на территории России, если иное не предусмотрено международными договорами. Исключение тогда было сделано только в отношении индивидуальных предпринимателей - у них отсутствовала обязанность ведения бухгалтерского учета, поскольку им разрешено было вести учет доходов и расходов в порядке, установленном п.2 ст.4 Закона о бухгалтерском учете. Организациям, применявшим до 1 января 2003 г. упрощенную систему налогообложения (на основании Закона РФ N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"), предоставлялось право оформлять первичные документы бухгалтерской отчетности и вести книгу учета доходов и расходов по упрощенной системе. С 1 января 2003 г. Закон об упрощенной системе налогообложения утратил силу, а введенная в действие глава 26.2 Налогового кодекса РФ "Упрощенная система налогообложения" аналогичных норм для субъектов упрощенной системы налоговой отчетности не предусматривала. Однако Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ в ст.4 Закона о бухгалтерском учете третьим пунктом было внесено следующее дополнение: "Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете". Однако важно отметить, что несмотря на освобождение организаций от обязанности ведения бухгалтерского учета, никто не может запретить им вести такой учет (особенно если на этом будет настаивать собственник).

Может ли налогоплательщик, желающий применять упрощенную систему налогообложения и осуществляющий два вида деятельности, выбрать разные объекты налогообложения для каждого их них?
При применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщики уплачивают единый налог по результатам хозяйственной деятельности (ст.346.11 НК РФ). Согласно ч.1 ст.346.14 НК РФ объектами налогообложения единым налогом при применении упрощенной системы налогообложения могут являться:
1) доходы;
2) доходы, уменьшенные на величину расходов.
Таким образом, при упрощенной системе налогообложения возможно применение одного из двух объектов налогообложения, причем в соответствии с ч.2 ст.346.14 НК РФ налогоплательщику предоставлено право выбора объекта налогообложения вне зависимости от каких бы то ни было факторов и условий.
Кстати говоря, такая ситуация продлится недолго, поскольку ст.6 Закона РФ от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" предусмотрено, что начиная с 1 января 2005 г. для всех без исключения налогоплательщиков объектом налогообложения будет являться доход, уменьшенный на величину расходов. Выбранный налогоплательщиком объект не может меняться в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения (1 года). В соответствии с принципами налогового законодательства у одного налога возможен только один объект налогообложения (ч.1 ст.17 НК РФ). Поэтому один налогоплательщик применить одновременно два объекта налогообложения к разным видам деятельности, облагаемым при этом одним налогом, не может. Получается, что налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать конкретный (и только один) объект налогообложения, предварительно оценив экономическую целесообразность применения того или иного объекта налогообложения. Таким образом, объект налогообложения выбирается и применяется к хозяйственной деятельности в целом, независимо от количества и особенностей осуществляемых видов деятельности.

Как быть с исполнением налоговой обязанности, если человек признан безвестно отсутствующим или недееспособным?
В статье 51 НК РФ предусмотрен специальный порядок исполнения налоговой обязанности для двух категорий физических лиц: признанных судом безвестно отсутствующими и признанных судом недееспособными.
Лицо может быть признано безвестно отсутствующим или недееспособным по основаниям, предусмотренным ст.29 и 42 Гражданского кодекса РФ. При этом в отношении лиц, признанных судом ограниченно дееспособными, сохраняется общий порядок по уплате налогов и сборов.
Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего.
Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано без начисления процентов уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.
Обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица. Опекун обязан уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица недееспособным пени и штрафы.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а также обязанности по уплате причитающихся с них пеней и штрафов приостанавливается по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств этих физических лиц для исполнения обозначенных обязанностей. Если в установленном порядке будет принято решение об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным, то с этого дня возобновляется приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.
Уполномоченные лица или опекуны, допустившие налоговые правонарушения при исполнении возложенных на них обязанностей, в случае привлечения их к ответственности, уплачивают соответствующие штрафы только за счет собственных средств. Указанная особенность отличает уполномоченного и опекуна от иных законных представителей налогоплательщика. Кроме того, привлеченные к ответственности за собственные налоговые правонарушения, не связанные с исполнением налоговых обязанностей безвестно отсутствующего или недееспособного лица, уполномоченные лица или опекуны не вправе уплачивать штрафы, предусмотренные Налоговым кодексом, за счет имущества лица, признанного безвестно отсутствующим или недееспособным.

С какими обстоятельствами налоговое законодательство связывает прекращение налоговой обязанности?
На основании положения п.3 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;
с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате налога и сбора;
со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;
с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст.49 НК РФ.
Среди перечисленных юридических фактов уплата налогов (сборов) наиболее распространенный способ прекращения налогового обязательства.
Следует обратить внимание, что к особым случаям уплаты налогов (сборов) относятся зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные ст.78 НК РФ, и возврат излишне взысканного налога, установленный ст.79 НК РФ.

Предусмотрено ли налоговым законодательством освобождение от уплаты налога на строения, помещения и сооружения сотрудников Федеральной службы налоговой полиции?
Согласно п.1 ст.4 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в ред. от 24 июля 2002 г.) от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются, в частности, военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более.
В соответствии со ст.12 Закона РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции" сотрудниками налоговой полиции являются лица, занимающие должности в федеральных органах налоговой полиции. Однако к лицам, имеющим статус военнослужащих на основании ст.2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", сотрудники органов налоговой полиции не относятся, поэтому льгота по уплате налога на строения, помещения и сооружения на них не распространяется.

В каком порядке осуществляется постановка на учет налогоплательщиков в налоговых органах?
Налоговый учет - одна из основных форм налогового контроля. Как указано в ст.83 части первой Налогового кодекса, налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. При этом налогоплательщику присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), единый для всех видов налогов и сборов на всей территории Российской Федерации. Согласно ст.102 НК РФ любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением некоторых сведений, в том числе об идентификационном номере налогоплательщика, составляют налоговую тайну.
На основании ст.54 Гражданского кодекса место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. В свою очередь, п.2 ст.8 Федерального закона от 8августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" установлено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и устанавливать особенности учета иностранных организаций.
В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства физического лица в целях налогового учета признается место, где это лицо постоянно или преимущественно проживает.
Порядок постановки на налоговый учет определяется в зависимости от категории налогоплательщиков.
Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и охранников осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. В дальнейшем указанные лица согласно ст.84 НК РФ обязаны уведомлять налоговый орган об изменениях в уставных и других учредительных документах организации, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением места нахождения, а также о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности в 10-дневный срок с момента регистрации этих изменений в учредительных документах. Об изменении места жительства индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в 10-дневный срок с момента такого изменения.
В случае ликвидации или реорганизации организации, принятия организацией решения о закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения, прекращения деятельности через постоянное представительство, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи соответствующего заявления.
Статьей 85 НК РФ предусмотрено, что заявление о постановке на учет организации подается в налоговый орган по месту ее нахождения в течение 10 дней по месту государственной регистрации. При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
Заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников подается в налоговый орган по месту их жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность.
Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, осуществляющими деятельность по регистрации места жительства физических лиц, актов гражданского состояния, учету и регистрации имущества и сделок с ним в соответствии с положениями ст.85 НК РФ.
Постановка на учет в налоговых органах физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, осуществляется на основе информации, предоставленной вышеуказанными органами. Однако при этом налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на налоговый учет. Переучет физических лиц производится налоговыми органами на основании положений ст.84 НК РФ, однако возможность снятия данных лиц с налогового учета законодательством не предусмотрена.
Важно отметить, что на основании ст.83 НК РФ местом нахождения имущества признается:
для морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника имущества;
для иных транспортных средств - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;
для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.

В каких случаях обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом?
Основанием применения залога как способа обеспечения исполнения налоговых обязательств является изменение сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
Статьей 73 НК РФ предусмотрено, что юридическим основанием залога является соответствующий договор между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.
Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству, если иное не установлено приведенным положением Налогового кодекса. Вместе с тем предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору.
При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.
При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством.
Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.

В чем заключаются особенности правового статуса свидетеля в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации?
Опрос свидетеля как форма налогового контроля установлен ст.90 НК РФ.
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.
Поскольку ст.51 Конституции РФ предусмотрено, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, то п.2 ст.90 определен круг лиц, которые не могут вызываться в качестве свидетелей, и этот перечень может быть расширен по основаниям, предусмотренным законодательством. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:
лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
Правовое положение свидетеля, закрепленное ст.90 НК РФ, имеет некоторые отличия от статуса свидетеля, установленного нормами УПР РФ, ГПК РФ и КоАП РФ. Во-первых, физическое лицо может быть вызвано в качестве свидетеля на стадии проведения налоговых проверок, т.е. до возбуждения производства о налоговом правонарушении, поэтому на практике возникает вопрос о правомерности привлечения данного лица к ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Во-вторых, указанной нормой Налогового кодекса не предусмотрен порядок принудительного привода свидетеля для дачи показаний налоговым органам.

Л.Ю. Грудцына,
член Гильдии российских адвокатов

Н.В. Герасименко,
научный сотрудник Института законодательства
и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

"Адвокат", N 4, апрель 2003 г.

Copyright 2010 Гражданское право в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Консультации юристов:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на страницах сайта, у вас есть возможность задать его юристам бесплатно.

Вопросы гражданского права:
Юридические лица, ИП:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация:

а также читайте об этом:


Также можете почитать о:
Гражданское право в вопросах и ответах.
                                                                    Главная                  о проекте...                связь               добавить сайт в закладки >>
Граждане (физические лица)
Страница >> 1 >>