Как оплачивать работу по гражданско-правовым договорам в условиях новой системы оплаты труда бюджетных учреждений? Ранее физическим лицам, выполняющим работы (оказывающим услуги) по гражданско-правовым договорам (звукооператор, режиссер, ведущий мероприятия, преподаватель, медицинский работник и другие), вознаграждение выплачивалось согласно утвержденным приказом генерального директора учреждения расценкам. Их расчет основывался на часовой тарифной ставке по ЕТС и количестве отработанных часов. В связи с переходом на новые системы оплаты труда ЕТС отменена, а методика расчета вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги по договорам гражданско-правового характера отсутствует.

Отношения между работником и работодателем, оформленные трудовым договором, регулируются Трудовым кодексом, а отношения между физическими лицами и организацией по договору гражданско-правового характера - нормами Гражданского кодекса, и это различие является очень существенным. Для ответа на поставленный вопрос обратимся к нормам гражданского законодательства, регулирующим цену работы (услуги) по выполненному заданию.
В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором гражданско-правового характера признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Предметом всех гражданско-правовых договоров является выполнение определенного задания.
Возмездное оказание услуг регулируется гл. 39 ГК РФ, которая применяется к заключенным договорам на оказание услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию.
Согласно ст. 779 ГК РФ исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Порядок определения цены услуги установлен такой же, как и для подрядных работ, он регулируется ст. 709 ГК РФ. В соответствии с нормами, изложенными в ней, в договоре указывается цена подлежащей выполнению услуги. В случае если стороны затрудняются указать конкретную стоимость услуг по договору сразу, то они указывают способы ее определения. Например, в договоре может быть дана ссылка на нормативные акты субъекта, в соответствии с которыми утверждены расценки на равноценные виды услуг.
В случае если в договоре заказчик желает указать конкретную цену услуги, то как вариант ее определения можно использовать базовые оклады работников бюджетной сферы, разработанные по соответствующим отраслям экономики с учетом повышающих коэффициентов, либо часовые тарифные ставки, по которым происходит оплата труда конкретного физического лица по его основному месту работы. Например, в соответствии с Приказом Минкультуры РФ от 28.08.2008 N 64 "Об утверждении примерных положений по оплате труда работников федеральных учреждений культуры и искусства, образования, науки, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации" должность "режиссер" отнесена к ПКГ "Должности руководящего состава учреждений культуры, искусства и кинематографии". Минкультуры рекомендован минимальный размер оклада режиссера 5 700 руб. Кроме того, к нему могут быть предусмотрены повышающие коэффициенты:
- персональный;
- по учреждению (структурному подразделению);
- за профессиональное мастерство;
- по занимаемой должности.
Этим же приказом рекомендованы процентные надбавки за ученую степень, знание иностранных языков и так далее. Таким образом, заказчик, взяв указанные данные за основу, может определить стоимость услуги данного специалиста за месяц, а также рассчитать часовую тарифную ставку, которую можно применять для расчета вознаграждения за оказанную им услугу. Если стороны устраивает такой вариант расценки стоимости услуг, то они закрепляют его в соглашении (протокол согласования цены), которое является неотъемлемой частью договора.
Следующий вариант, который можно использовать при оплате возмездных услуг, - это старые расценки, проиндексированные на коэффициент инфляции. В условиях финансового кризиса данный процесс неизбежен (в настоящее время коэффициент инфляции в соответствии с Федеральным законом от 28.04.2009 N 76-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" составляет 13%). Следовательно, стоимость ранее существовавших расценок в бюджетном учреждении по договорам возмездного оказания услуг может быть увеличена на коэффициент 1,13.
В заключение хотелось бы отметить, что в любом случае независимо от того, по какому пути пойдет бюджетное учреждение, для расчета расценок по договорам гражданско-правового характера оно должно исходить из их экономической обоснованности, а также наличия бюджетных средств, доведенных до бюджетополучателя по соответствующей статье КОСГУ.

С. Валова,
редактор журнала "Бюджетные учреждения:
ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности"

1 июля 2009 г.

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2009 г.


Copyright 2010 Гражданское право в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Консультации юристов:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на страницах сайта, у вас есть возможность задать его юристам бесплатно.

Вопросы гражданского права:
Юридические лица, ИП:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация:

а также читайте об этом:


Также можете почитать о:
Гражданское право в вопросах и ответах.
                                                                    Главная                  о проекте...                связь               добавить сайт в закладки >>
Общие положения
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >>