По результатам налоговой проверки организации доначислен транспортный налог. Основанием для принятия решения послужило то, что организация является собственником гражданского воздушного судна (самолета). Данный самолет находится на балансе организации, по нему начисляется амортизация. Правомерно ли решение налогового органа, если данный самолет не зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке?

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации (п. 1 ст. 133 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 9 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 2.07.07 г. N 85, установлено, что при проведении государственной регистрации гражданского воздушного судна органом регистрации осуществляются следующие действия:
прием и регистрация документов, необходимых для государственной регистрации гражданского воздушного судна;
оценка полноты заявляемых собственником (далее - заявитель) сведений о гражданском воздушном судне и правильности оформления представляемых заявителем документов;
внесение сведений о гражданском воздушном судне в Государственный реестр и присвоение ему государственного и регистрационного опознавательных знаков;
оформление и выдача заявителю свидетельства о регистрации.
Поскольку самолет подлежит регистрации, по мнению некоторых судов в силу п. 1 ст. 358 НК РФ он признается объектом налогообложения, и, несмотря на то что транспортное средство не зарегистрировано в установленном порядке, организация, на балансе которой находится самолет, является плательщиком транспортного налога (см., например, постановление ФАС Московского округа от 19.09.08 г. N КА-А40/8418-08, от 31.05.06 г. N КА-А41/4543-06).
Однако по данному вопросу существует и другая позиция. Так, согласно письму Минфина России от 20.10.06 г. N 03-06-01-04/191, поскольку на основании п. 1 ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, самолет не прошедший государственную регистрацию, объектом обложения транспортным налогом не является. Аналогичный вывод нашел отражение в судебной практике (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 27.09.06 г. N Ф09-8631/06-С7).
Следует также отметить, что с 14 сентября 2009 г. вступит в силу Федеральный закон от 14.03.09 г. N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" (далее - Закон N 31-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 31-ФЗ государственной регистрации подлежат права на воздушные суда, а также сделки с воздушными судами, если государственная регистрация таких сделок предусмотрена ГК РФ.
При этом в силу ст. 4 Закона N 31-ФЗ участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на воздушные суда, являются собственники воздушных судов и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на воздушные суда, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования с одной стороны федеральный орган исполнительной власти уполномоченный Правительством Российской Федерации - с другой.
Учитывая изложенное, неправомерность решения налогового органа о доначислении транспортного налога организации в отношении самолета, не зарегистрированного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, налогоплательщику придется доказывать в суде.

Ю. Борисов,
консультант Минфина России

27 августа 2009 г.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 35, август 2009 г.


Copyright 2010 Гражданское право в вопросах и ответах. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!
Консультации юристов:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на страницах сайта, у вас есть возможность задать его юристам бесплатно.

Вопросы гражданского права:
Юридические лица, ИП:
Акционерные общества (АО) :
Некоммерческие организации:
Так же вам будет интересна следующая информация:

а также читайте об этом:


Также можете почитать о:
Гражданское право в вопросах и ответах.
                                                                    Главная                  о проекте...                связь               добавить сайт в закладки >>
Общие положения
Страница >> 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >>